20:00 ПЕСНИ. Второй сезон (16+)

Фестиваль балета «Красавица Ангара»

  • Авторство: Б. Ямпилов, Л. Книппер
  • Возрастное ограничение: 6+
О спектакле

В репертуаре Бурятского театра оперы и балета есть спектакли, которые в течение долгого времени не сходят со сцены. А потому их знает несколько поколений зрителей. Через них, безусловно, прошло несколько поколений исполнителей. К таким знаменитым постановкам относится балет «Красавица Ангара» композиторов Бау Ямпилова и Льва Книппера, автор либретто — драматург Намжил Балдано, созданный в далёком 1959-м и в том же году переживший свой первый триумфальный успех.

Напомним зрителям, что Н. Балдано, автор либретто опер «Энхэ-Булат-батор» М. Фролова, «Эржэн» В. Морошкина, «Побратимы» Д. Аюшеева, балетов «Свет над долиной» С. Ряузова, «Гэсэр» и «Сын земли» Ж. Батуева, собиратель и пропагандист бурятского фольклора и эпоса. Выдающийся бурятский композитор Б. Ямпилов — автор множества произведений различных жанров — от песен до опер, а советским композитором Л. Книппером написано несколько опер, балетов, кантат, симфоний, одна из которых включает знаменитую песню «Полюшко-поле». Он (Л. Книппер) еще в предвоенные годы приезжал в Бурятию, записав тогда в Курумканском и Баргузинском аймаках семьдесят четыре народных мелодий. Позднее он сочинил на их основе симфоническую сюиту «Курумкан» и оперу «На Байкале» (либретто Г. Цыдынжапова и Л. Фейнберга), с успехом показанную в Улан-Удэ еще в 1948 году.

Автор либретто Н. Балдано обратился к мотивам и образам из других сказок и легенд и ввел в либретто соперника Енисея – Черного Вихря, которому тоже нравится дочь Байкала, но больше его соблазняет богатое приданое Ангары. Это дало ему возможность найти наиболее выигрышные сценические ситуации, подчинить их основной сюжетной линии, основному замыслу и выявить динамику в развитии сюжета. Получилось поэтическое зрелищное либретто.

Авторы определили «Красавицу Ангару» как балет-поэма, в наибольшей степени приближенный к классическому жанру. И этому есть объяснение: произведение является соавторским. Одним из композиторов стал Л.К. Книппер, уже работавший в республике и принявший предложение написать новый балет в сотворчестве с одним из ведущих композиторов Бурятии того времени – Б.Б. Ямпиловым.

Балет изначально был ориентирован на широкую аудиторию, выходящую за пределы республики. Идейная основа произведения не однолинейна, а включает множество смыслов. Это и лежащая на поверхности история любви юной Ангары и мужественного Енисея. Это и более глубокие связи использованного предания с бурятской мифологией и архаичной космологией. Еще один ракурс связан с показом мощи природного начала как созидательной и благодатной силы и преклонением перед могуществом сибирских рек и Байкалом как источниками жизни, что неразрывно связано со спецификой традиционной культуры бурят, для которых природа мыслилась одушевленной и выступала живительным источником. Это также и воплощение красивой национальной сказки, повествующей о происхождении реки Ангары, и воплощение этической идеи победы Добра над Злом. Именно множественность толкований, сочетающая простоту и доступность с одновременным возвышением над конкретикой, обеспечила жизненность легенды, ее непреходяще значение для бурятского искусства, художественно-эстетическую и этическую значимость. Образные характеристики и хореография, несомненно, перекликаются с национальным фольклором.

В музыкальной партитуре композиторы широко использовали ритмы народного танца, приемы подражания бурятским народным инструментам и имитации звуков природы, приемы гармонического сопровождения мелодий, основанные на квартовых и квинтовых параллелизмах, вариационно-вариантные методы развития материала, характерные для народной музыки. Музыкальные характеристики главных героев представляют собой емкий психологический портрет каждого персонажа, – и это, несомненно, заслуга Л.К. Книппера. Тема широкого дыхания и диапазона, характеризующая главную героиню, основана на звукоряде бурятской пентатоники, но лишена жанровой основы, что придает ее облику устремленность и возвышенность. Тема Енисея родственна теме Ангары и представляет ее отдаленный вариант, но более сдержанный и спокойный. Диссонантная тема Черного Вихря, состоящая из прихотливых ритмических фигур, позволяет констатировать его противопоставление миру водных стихий – Байкала, Ангары, Енисея. Связь с фольклором в последней теме просматривается слабо, что указывает на чужеродоность персонажа.

За каждым персонажем закреплена и тембровая окраска: тему Черного Вихря исполняет солирующая валторна, темы Енисея и Ангары — струнные и деревянные духовые, тему Байкала — медные духовые инструменты.

В балете имеются красочные и колоритные дивертисментные сцены. Шествия и пляски вполне органично вписаны в основную линию развития сюжета: таковы танцы рыбок и других обитателей подводного мира в четвертой картине («Подводное царство») и танцы юношей и девушек во второй картине («Стан Черного Вихря»).

Общему эффекту способствует и синтетичность хореографии, в которой использованы как приемы классического балета, так и характерные для фольклорных бурятских танцев: элементы жестов, позиции рук и ног, отдельные позы, логика построения и развертывания сцен, что в сочетании с костюмами и декорациями позволяет сформировать целостное сценическое решение, подчиненное музыкальному развитию. Созданное композиторами действо во многом подхватывало линию достижений русского классического балета, с той разницей, что в основу сюжета были положены не литературные сказки, типичные для композиторов русской школы, а легендарные фольклорные источники. И тип сказочного, фантастического спектакля, воплощающего национальную поэтику, и мифологическое видение мира, заложенное в «Красавице Ангаре», нашли продолжение в последующих спектаклях бурятских композиторов.

Спектакль стал одной из творческих вершин талантливого балетмейстера из Москвы Михаила Заславского, одного из основоположников бурятской национальной хореографии. В первой постановке «Красавицы Ангары» участвовал и народный артист СССР Игорь Моисеев, выступивший в качестве консультанта балета и автора двух лирических дуэтов Ангары и Енисея.

Художники-постановщики «Красавицы Ангары» — Александр Тимин и Мария  Шестакова, вписавшие целую страницу в историю бурятского декоративного искусства. Выдающийся мастер-декоратор, художник-портретист и скульптор А.И. Тимин за много лет работы в театре оформил более 100 оперных и балетных спектаклей.

Образ Красавицы Ангары неразрывно связан с легендой бурятского балета, народной артисткой СССР Ларисой Сахьяновой. Более двадцати сезонов зрители с любовью сопереживали ее Ангаре и каждый раз восхищались вдохновенным танцем балерины. Мужественный и привлекательный образ Енисея создал многолетний исполнитель этой партии Петр Абашеев, народный артист РСФСР.

«Красавица Ангара» показана тысячи раз. За этой цифрой – многие десятки новых исполнителей, сотни тысяч зрителей, и не только в Бурятии, но и в огромной прежней стране, где проходили гастроли. За этой цифрой —  впечатления людей, их открытия, за ней — творческие переживания артистов. Знаменитый балет объединил тех и других, в этом тоже одна из его особенностей.

Использованные источники:
Куницын О.И. Музыкальный театр Бурятии. – Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1988. – 256 с.
Бау Ямпилова: к 100-летию со дня рождения. – Улан-Удэ: «Печатный Дворъ», 2017. – 196 с.
Протасова Л.И. Балетный театр Бурятии. – Улан-Удэ: И-ПК ВСГАКиИ, 2017. – 196 с.
http://www.media-nsglinka.ru/index.php?r=mcscreation/view&id=158;
http://search.rsl.ru/ru/record/01002327190
Содержание
Сюжетным источником музыкально-хореографического произведения послужила поэтичная, романтически взволнованная, старинная народная легенда: «Триста тридцать три верных сына его (Байкала) день и ночь несли серебро своих вод, умножая бессчетные богатства отца. А в глубине байкальских вод, в каменной горнице, томилась под строгим отцовским надзором единственная дочь Байкала – красавица Ангара. Больше всех богатств любил старик свою дочь, пуще глаз хранил и берег ее, даже погулять отпускал неохотно, боясь какой-либо неведомой беды. Как-то прослышала Ангара, что есть такой красавец-юноша, синеглазый Енисей, который неудержимо и стремительно несет свои воды далеко на север. Забилось сердце Ангары, захотелось повстречаться с Енисеем. И в одну темную ночь, когда Байкал мирно спал, своенравная Ангара проломила каменные громады и рванулась навстречу Енисею. Разгневался седой Байкал, кинулся за непокорной дочерью, но уже далеко струились волны единственной дочери Байкала, соединившей свои воды с могучим потоком Енисея».

Кинотеатры

Театры

Музеи

Другие

Ночные клубы

Бегущая строка:
Приглашаем на курсы по вокалу, хореографии, рисованию и лепке. Центр "Амар Мэндэ" ул. Ербанова, 12.тел.588-886          "СнабСтрой". Фанера, гипсокартон, базальт. Дешево.тел.575-242          Банкротство граждан.тел.566-965          "Авиационный завод" объявляет набор на бесплатные курсы переподготовки во ВСГУТУ по направлению «Технология машиностроения» для лиц, имеющих высшее техническое образование. Обращаться в отдел кадров.          Академия красоты и сервиса Елены Калашниковой приглашает на мастер класс "Beauty Daу" 3 марта в 14.00 в music hall LONDON. Цена билета 200 р. Бронь.тел.8-800-550-99-01          Кораллы. Дорого.тел.8-924-397-78-77          Продам машину дров.тел.58-55-03          Требуется массажист, опыт работы от 2-х лет.тел.57-03-06          Требуется мастер, сантехник.тел.29-76-81          Требуются грузчики.тел. 8-9021-69-11-07          Требуются водители кат.В,С.тел. 8-914-988-50-72          Требуется парикмахер. Центр.тел.8-9021-64-33-99          В торговую компанию требуется бухгалтер.тел.8-924-392-35-93          "Продавец.тел.8-924-554-82-77          Монтажники в Приморье.тел.61-89-89          Рыбообработчики. Камчатка.тел.8-9021-61-89-89"          Требуется кочегар.тел.8-924-398-30-09          Требуются официанты, бармен.тел.8-924-397-70-04          Работа, оплата ежедневно.тел.60-24-70          Пенсионный фонд сообщает, что 28.02.2018 завершается прием отчетности ф. СЗВ-СТАЖ за 2018 год. Обращаем внимание, что предусмотрены финансовые санкции в размере 500 рублей за каждого работника.тел.29-14-14          Участок, п. Сокол.тел.567-507          В страховую компанию требуются агенты.тел.8-924-559-52-55          Подработка на полдня.тел.68-91-79          Требуется прораб.тел.8-9021-60-92-10, 200-024          Требуется инженер по охране труда.тел.8-924-551-10-11          Требуются автомойщицы (-ки).тел.60-81-90         
Подать объявление Все