13:30 САШАТАНЯ (16+)

Блоги

Балет «Намжил». Отрывок из черновика

18 Февраля 2014 12:19 2238 Галсан Нанзатов
Я ждал этой премьеры, потому что считаю Намжила Нимбуева одним из лучших поэтов Бурятии и временами перечитываю его строки. Когда только пошли слухи о балете по его стихам, мне стало интересно, появилось какое-то предвкушение и ряд вопросов. На какие стихи они будут опираться? Будет ли в основе только творчество Намжила или вместе с переводами? На какую музыку будет положен танец? Что за историю они расскажут? По слухам и новостям, у создателей загорелись глаза, возникли тысячи идей. Предвкушение смешалось с ожиданием.

Создатели «Намжила» (куратор Баярма Цыбикова и хореограф Петр Базарон) называли свое детище экспериментальным. Ведь улан-удэнская публика привыкла к балетам классическим и новые веяния воспринимает насторожено. Хотя подобными экспериментами по переносу стихов или прозы в танец занимались многие великие хореографы второй половины XX века (например, Джон Ноймайер или Иржи Килиан). Теперь это классика балетного искусства. Уже тогда мастеров балетного искусства интересовало не внешнее проявление, а внутреннее побуждение каждого движения. Например, не как именно ты танцуешь влюбленность, а почему ты танцуешь влюбленность.

В балете «Намжил» содержание главенствует над формой. Его хореографический язык основан даже не на самих стихах, а на междустрочиях, на ритмах смысла и осмысления. Создатели хотели показать, как рождаются стихи, как они пишутся и как они их прочли. Спектакль получился лаконичным, угловатым и недоработанным как черновики. Зритель словно оказывался внутри простой советской квартиры, а со стены на всех смотрел Намжил Нимбуев с черно-белых фотографий. Декорация поворачивалась и превращалась в очертания юрты, намекая на тени предков, дым из трубок и протяжные песни. А всю остальную сцену хореограф отдал на откуп артистам, волнение которых витало в воздухе, как алименты над разведенным мужем.

Показалось, что исполнитель роли Намжила волновался больше всех. Владимир Тапхаров артист безусловно одаренный и очень сценичен. Ему, как и почти всем молодым танцорам и танцовщицам, идут костюмы стилизованные под 60-е. Надеюсь, образ поэта поможет ему вырасти в настоящего мастера. Но пока он умеет работать с формой и лишь обозначать содержание. Как и остальные молодые исполнители, он еще не научился работать с более сложной световой партитурой. Нельзя ведь вставать и танцевать так, чтобы тебя было видно только наполовину.

Художественный свет и прекрасный подбор музыки хореографом служили дополнением к стихам и поэтическому послевкусию. Но вдруг в какой-то момент, увлекшись танцем ради танца, они задвинули поэта на вторые роли. По идее, танец, его хореографический язык, должен продолжать смыслы строк и междустрочий. Ведь танец это один из наиболее воспринимаемых зрителем и выразительных языков искусства.

В стихах Нимбуева театральности больше, чем в его пьесах. Простой, без изысков стиль не прячет, но и не выпячивает свою напевность и музыкальность.

Тверской бульвар запружен голосами,
Несу в толпе свой азиатский лик.
И он плывет средь рыжих, русых прядей
Скуластым изваянием Будды.

Лично мне не хватило энергии молодости, той бесшабашности юных, готовых смести с афиш признанных мастеров и написать большими буквами свои имена. Они молоды, талантливы, красивы, обучены, но неумелы. Ведь на сцене нужно не просто танцевать, но играть, проживать, быть. Не зря же придумали термин актерское существование, когда зритель не просто смотрит, а верит.

Можно обладать прекрасной растяжкой, замечательно владеть своим телом, но смотреться чуть ли не чужеродно рядом с непосредственным пусть и чуть неуклюжим ребенком. Потому что ты не на танцевальном конкурсе, где тоже оценивают артистизм, а ты на сцене театра. Поэтому мне было интересней смотреть на ребенка, ведь он вкладывает в каждый поворот головы, в каждое движение пальца свой искренний и наивный смысл.

Намжил был человеком мира, но родом из Бурятии. Как наш выдающийся современник Даши Намдаков. Рассказывают, на одной из своих выставок он разместил под своими работами отрывки и стихи Нимбуева. Так посетители больше внимания уделяли строкам.

Создалось ощущение, что создатели балета хотели больше проявить себя и проиграли таланту Намжила. Ведь его стихи нужно дополнять и продолжаться в них. Чего лично я не увидел. Как не увидел и финала. Спектакль закончился неожиданно, оставив ощущение отрывка из черновика.

А так хочется увидеть завершенное, переписанное набело, сценическое произведение. Так хочется увидеть Намжила. Того самого светлого юношу, который писал гениальные стихи, торопился жить, влюблялся и любил, не желал никому зла, прекрасно ладил с детьми, боялся смотреть людям в глаза, читал и перечитывал самые разные книги, был блестящим организатором и очень скромным человеком, обожал старинные бурятские песни и так рано ушел.

Я чувствую,
Как медленно уходит из меня
Время.

В песочных часах
Тает сыпучая горстка времени.

Звезды со страхом думают,
Что погаснут через миллионы лет.

А каково людям
С их краткой,  как выстрел, жизнью?
Чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или войдите через соцсети:
Бегущая строка:
Продаю благоустроенный коттедж в п. Новая комушка.тел.8-9021-600-157          Подработка до 2000р.тел.8-914-983-62-20          Требуется пекарь-булочница - 1800р (смена).тел.49-17-88          Требуются охранники.тел.8-999-640-49-12          Требуются разнорабочие в лес.тел.8-983-533-93-06          Требуются рабочие производства.тел.37-17-70          Требуются водители категории Е, С.тел.8-924-554-02-83          В цех требуются упаковщики, пекаря, тех. работники, грузчики.тел.8-983-534-85-84          В крупную оптовую компанию требуется менеджер активных продаж, з/п достойная.тел.8-950-106-06-64          Охранник 6р. Вахта. Бурятия.тел.8-9021-68-26-39          Кассир, повар, кондитер.тел.8-924-357-63-17          Требуются пекари 25-40т.р., повара 20т.р., обвальщики 25-40т.р., грузчики-кладовщики от 21т.р.тел.41-90-02          Требуется тракторист (сенозаготовитель).тел.660-005         
Подать объявление Все