00:30 Дом-2. После заката (16+)

Блоги

#имхобалет «Бахчисарайский фонтан» фонтан с приставкой "не"

26 Марта 2014 18:16 4684 Галсан Нанзатов
Легенда не ожила. Наверное, единственное, из-за чего стоит сходить на балет «Бахчисарайский фонтан» - это актерская работа Баярмы Цыбиковой. Даже на драматической сцене очень редко увидишь такой цельный характер, словно прорастающий изнутри. Я зауважал Баярму как актрису. Браво! Такую Зарему не хочется жалеть, такой Заремой можно только восхищаться и сопереживать настоящей любящей женщине.

Один из критиков очень точно охарактеризовал «Бахчисарайский фонтан» как «типично петербургскую местную балетную радость». Сам балет появился на сцене Мариинки в далеком 1934 году и вошел в золотой фонд театра. Однако, слишком многое должно сойтись на других подмостках, чтобы постановка хореографической поэмы состоялась.

Нужен полноценный сыгранный оркестр, чтобы на себе вытянуть не самую выдающуюся музыку добротного композитора-ремесленника Бориса Асафьева. Вы можете вспомнить хотя бы одну музыкальную тему из «Бахфонтана»? К сожалению, оркестр Театра оперы и балета под руководством Евгения Шейко со своей задачей не справился.

Нужен высококлассный кордебалет, чтобы придать полетность хореографии Ростислава Захарова. Но вместо динамики массовых сцен в некоторых моментах получалась толчея. Рассинхрон сначала резал глаза, но потом ничего - привык. У меня даже сложилось впечатление, что хореографию солистам ставил один балетмейстер, а массовыми сценами занимался совершенно другой человек. Не в обиду Морихиро-сану.


Но самое главное, нужны харизматичные артисты сопоставимые с Галиной Улановой и Ларисой Сахьяновой. Не балерины и балероны, а артисты балета. На все грани любовного треугольника – хан Гирей, Зарема и Мария. Но в первый премьерный день всю прелесть хореодрамы дала прочувствовать только Зарема (Баярма Цыбикова).

В 1943 году «Бахчисарайский фонтан» дебютировал на сцене Театра оперы и балета, а в партии Заремы блистала Лариса Сахьянова.  Спектакль прижился и вошел в золотой фонд пушкинианы театра. Сейчас я пишу про восьмую постановку.

Многие в штыки восприняли костюмы и сценографию Николай Шаронова, однако лично у меня работа художника-постановщика отторжения не вызвала, правда, не вызвала она и восторгов. Не поднимается у меня рука написать про роскошь покоев бахчисарайского дворца и преисполненную достоинства романтику покоев польского замка. Не могу я написать ничего хорошего или плохого про костюмы. Они были. Они были сродни музыке Бориса Асафьева. Пока не посмотришь на фотографии, даже и не вспомнишь. Единственное, что четко помню, так это недоумение, когда раскрылся общий занавес и появился суперзанавес с татарскими узорами. Недоумение нарастало по ходу всего спектакля. Я до сих пор не понимаю, зачем он был нужен?

С другой стороны, есть подозрение, что декорация проиграла из-за работы художника по свету Константина Никитина. Потому что лично мне спектакль показался темным, а декорации довлеющими. Более того, я уже во втором спектакле замечаю неумение работать со сложным светом. И если в «Намжиле» - это были молодые ребята, то в «Бахфонтане» - это были артисты опытные и увешанные всяческими званиями, премиями и наградами.

Первый акт мне показался преступно скучным и, если бы не Вероника Миронова (Мария) и очень бодрый экшн с захватом дворца, то я бы вообще ушел. Куда испарился шляхетский шик, который еле-еле сдерживают салонные полонез, краковяк и мазурка? Не было его в первый день.

Зато в первом действии была воздушная Мария, она словно сияла изнутри. На фоне польской княжны Вацлав в исполнении Артемия Плюснина казался роботом. Я даже обрадовался, когда этого персонажа зарезали. Артемий Плюснин обладает замечательной внешностью героя-любовника, добротно выполняет прыжки и поддержки, но для хореодрамы «Бахчисарайский фонтан» всего вышеперечисленного недостаточно. Нужно проживать свой образ и выстраивать его по законам театра драматического с учетом балетной специфики. Последнее в большей степени относится к исполнителям главных ролей (хан Гирей, Зарема и Мария), но и роли второго плана (князь Адам, Вацлав и Нурали) и даже массовку стоит рассматривать в большей степени именно как роли, а не как балетные партии.

Первые два акта я откровенно скучал на массовых сценах (кроме боевых действий), но в третьем действии весь зал встрепенулся, когда со сцены забил гейзер бешеной пляски татар во главе с Нурали (Михаил Овчаров). Я готов назвать эту роль одним из событий премьеры. Михаил Овчаров вложил в своего персонажа такую страсть и такую энергию, что Нурали поднялся на одну ступень с героями главными. В премьерный вечер я задавался одним вопросом: «Что же Зарема нашла в своем Гирее? Когда рядом есть настоящий темпераментный мужчина Нурали?».

Лично мне показалось, что Булыт Раднаев в образе хана Гирея был больше солистом,  нежели артистом. Ему не удалось показать преображение грозного завоевателя в мужчину с разбитым сердцем. Царственная осанка, походка владыки, выразительные пластика и мимика – ничто без внутреннего проживания. Я верю, что Булыту хватит таланта для развития своего персонажа. Танцевал он на хорошем уровне, но когда солист неподвижно стоял или сидел, он просто неподвижно стоял или сидел, изображая скорбь, и совершенно не передавал чувства своего Гирея в зрительный зал.

Отдай мне радость и покой,
Отдай мне прежнего Гирея...
А.С.Пушкин «Бахчисарайский фонтан»

Пишу еще раз о прекрасной актерской работе Баярмы Цыбиковой. От нее шла настолько мощная энергетика, что все остальные на ее фоне казались бледными тенями. В тот вечер у Заремы было все: и уязвленная гордость любимой жены, и неистовая мольба сопернице, и неудержимая страсть к царственному супругу, и видимая покорность судьбе. Осмысленны были не только движения, но статика героини. Но еще приятней осознавать то, что это не предел и будет только лучше.

К сожалению, улан-удэнский «Бахфонтан» получился спектаклем скорее проходным, нежели легендарным. Но это мнение сложилось после просмотра одного из составов. Возможно, другие исполнители изменят мое мнение в лучшую сторону.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или войдите через соцсети:
Бегущая строка:
Требуется тракторист (сенозаготовитель).тел.660-005          Кассир, повар, кондитер.тел.8-924-357-63-17          Требуются пекари 25-40т.р., повара 20т.р., обвальщики 25-40т.р., грузчики-кладовщики от 21т.р.тел.41-90-02          Охранник 6р. Вахта. Бурятия.тел.8-9021-68-26-39          Требуется асфальтобетонщик.тел.8-924-015-52-33          Требуются разнорабочие в лес.тел.8-983-533-93-06          Требуются охранники.тел.8-999-640-49-12          Требуется пекарь-булочница - 1800р (смена).тел.49-17-88          Требуются торговый представитель, водители-экспедиторы, кладовщики, вязальщицы колбас, грузчики, кочегары.тел:8-902-563-10-35          Продавец на полуфабрикаты. п. Восточный.тел.8-924-456-12-45          Требуется бухгалтер (ИП).тел.650-404          Продавец в комиссионный (аппаратура).тел.8-924-393-77-77.          Требуется заведующий производством в столовую.тел.58-59-12          Требуется кладовщик (металлопрокат), опыт.тел.60-54-60          Кораллы. Дорого.тел.8-924-397-78-77          Продаю благоустроенный коттедж в п. Новая комушка.тел.8-9021-600-157         
Подать объявление Все