-->
10:00 Дом-2 Lite (16+)

Блоги

#имхотеатр #теньгамлета «По ту сторону Шекспира»

14 апреля 2014 14:18 19474 Галсан Нанзатов
За несколько минут до спектакля я встретил Анатолия Борисовича Баскакова. Он предупредил меня, что «Тень Гамлета» - это фантазия на тему пьесы Стоппарда. Его немного усталый вид выдавал адскую пахоту репетиций и напряженную работу над текстами сразу трех произведений: «Гамлета» Шекпира, «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Стоппарда и «Гамлет-Машину» Мюллера.
[spoiler]
Говорят, что за постановку пришлось биться. Но утверждать, что спектакль удался, я не буду. Наверняка сам Анатолий Борисович прекрасно понимает, что в первый день премьеры мы увидели скорее эскиз к спектаклю, нежели полноценную постановку.


Театр. Что вы вспоминаете, услышав это слово? Отчего люди не летают, как птицы? Карету, мне карету? Но зачем же стулья ломать? В Москву! В Москву? Молилась ли ты на ночь, Дездемона? Так не доставайся же ты никому? Чаще всего нет. Обычно вспоминается бессмертное «Быть или не быть» и череп бедного Йорика. Принц датский может смело считать себя чуть ли не главным олицетворением театра. У каждого поколения будет свой «Гамлет». Не персонаж, но пьеса и ее осмысление. Ухожу в банальности. Поэтому возвращаюсь к постановке.

Входишь в зрительный зал и сразу видишь сцену. Занавеса нет, зато есть безвременье и фильм «Гамлет» Григория Козинцева, который проецируется на гигантскую тканевую арку непонятного цвета. Вся сцена устлана похожей тканью, а перед зрителем лежат три гнезда из мешков с песком. Железные лестницы словно подпирают боковые карманы и мысли главных героев. Слева на четырех тросах висит квадрат, укрытый тканью. Справа тускло чернеют железные корабельные рубки.


Режиссеру-постановщику удалось собрать хорошую команду. Их работу сложно воспринимать отдельно. Они прекрасно дополняли друг друга. Александр Плинт и Сергей Грачев показали, что сценография не может существовать без художественного света, что атмосфера спектакля не просто продолжает режиссерские ходы, но работает на идею всей постановки. Еще я благодарен художнику по медиа Арслану Рабданову, который «построил» королевский замок Эльсинора и «разлил» морскую гладь похожую на грязь.


Мистическая фантазия кажется сном уставшего человека, того барда, что написал «Зову я смерть и умереть хочу…» От беспросветности постановки выть хочется. «Тень Гамлета» тяжело смотреть. Если акт первый было тяжело смотреть из-за его тотальной скучности, то второй акт было тяжело смотреть из-за главной идеи спектакля, которая неуклонно впивалась в мой мозг. Все тщетно? Все суета сует? Дудки! Просто нужно уметь всегда распознать момент, когда мы можем сказать «Нет!» Но Анатолий Борисович как настоящий художник не станет ограничиваться лишь этой одной мыслью. Он очень любит наводить на размышления и пробуждать зрителя. Удалось ли ему «разбудить» спектакль? Только не в премьерный день.


Есть стойкое ощущение, что «Тень Гамлета» получился спектаклем для камерного театра. Его действенное и смысловое напряжение слишком тонким слоем размазалось по большой сцене русдрама, словно маленький кусочек масла по громадному куску хлеба.

Так получилось, что я практически не запомнил актерской игры. За одним исключением. Леонид Иванов в роли Актера.


Он поймал свое настроение, которое пронизывало все действие и служило контрапунктом его обреченной атмосфере. Актер взвалил на свои плечи спектакль и донес на себе чуть ли не до финала. Леонид Иванов играл в то время, как остальные старались. Он существовал в каждую сценическую единицу времени, написав свой образ широкими мазками самоиронии. В нем чувствовалась улыбка побитого веками человека, который живет и живет неизвестно сколько времени. Такие пьют со Смертью на брудершафт и точно знают, что «Вечности хватает лишь на улыбку».

Периодическое дефиле монаршей семьи и королевского двора напоминало о «Трех сестрах», а выходы на авансцену для значимых монологов – о других спектаклях Анатолия Борисовича. Но не стоит путать повторы с элементами постановочного почерка конкретного режиссера. Только в «Тени Гамлета» они смотрелись не слишком органично. Я понимаю, что они должны были словно врезаться в безвременье Розена и Ги, но где-то не сложилось. Возможно, не сложилось в день премьеры.

Баскаков не отправлял главных героев в путешествие до Эльсинора. Износившийся замок вместе с королевской семьей и двором приходил к ним сам. Каждый раз окуная головой Розенкранца и Гильденстерна обратно в вечную историю.

Пьеса Стоппарда переосмысляет многовековой опыт шекспировского «Гамлета». Она не противоречит своему первоисточнику, а позволяет взглянуть на нее под новым углом. Некоторые исследователи относят ее к жанру абсурда, но в наше время она звучит как абсолютно логичная история. Поэтому хочу сказать огромное спасибо режиссеру за то, что дал прочувствовать на себе рваные лоскуты повседневности.

Анатолий Борисович не случайно назвал спектакль «Тень Гамлета». Мне кажется, что весь спектакль для него стал опытом прочтения и осмысления образа датского принца в культурном багаже каждого человека. Знаменитое «быть или не быть» у него произносится между делом, словно намекая, на то, что нельзя зацикливаться на себе, на своих проблемах и, как ни странно, на искусстве.

Спектаклю не удалось передать смех над самими собой пьесы Стоппарда и главный её вопрос: «А что вы носитесь с этим Гамлетом как с писаной торбой?» Возможно, режиссеру это и не нужно было. Но постановка стала давить на зрителя своей монотонностью.

Баскаков как обычно увел героев во тьму. И перед шагом за границу света Станислав Немчинов и Владимир Барташевич перестали наигрывать, суетиться и в своих финальных репликах перешли грань от театральщины к высокому театру. Другое дело, что нельзя заставлять зрителя столько ждать чуда от искусства.


фото: Сергей Примаков, официальный сайт ГРДТ им. Н.Бестужева
Чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или войдите через соцсети:
Бегущая строка:
Требуются СТРОИТЕЛИ, разнорабочие. Зарплата 1500-2000 рублей в день.тел.8-9021-604-633          Требуется механик-слесарь.тел.8-902-163-32-65          Коллектив Бурприроднадзора выражает глубокие соболезнования родным и близким в связи с скоропостижной кончиной Щепина Сергея Гавриловича          Администраторы и горничные в отель.тел.8-924-551-44-64          Требуются кладовщики, грузчики на склады.тел.8-914-633-18-29, 311-483          Требуется сантехник.тел.8-924-457-55-57          Администрация и коллектив школы № 60 выражают соболезнования родным по поводу безвременной кончины Банзархановой Баярмы Ламажаповны          Продаётся “Land cruiser prado”, 2005 г.в. ОТС. Максимальная комплектация. 4 литра. Торг. Автообмен.тел.8-9834-36-999-0          Требуются СТРОИТЕЛИ, разнорабочие. Зарплата 1500-2000 рублей в день.тел.8-9021-604-633          Требуется машинист экскаватора (гус).тел.68-01-30          Требуются санитарка, уборщица. тел.8-9025-62-09-39          Требуются сборщики окон, ученики.тел.24-17-85          Подработка.тел.515-507          Родные и близкие сообщают о кончине Ускеева Сергея Шоёновича, доктора философских наук, профессора, заслуженного деятеля науки Республики Бурятия. Прощание состоится 23 октября с 9:00 до 11:00 по адресу ул. Пирогова, 9а         
Подать объявление Все