Как мастер из Улан-Удэ превращает куски дерева в настоящие шедевры История о том, как скромный служитель природы «нашел в дереве себя».

Общество 20 ноября 2022, 17:05 15142
Как мастер из Улан-Удэ превращает куски дерева в настоящие шедевры
фото: соцсети Евгения Тудупдоржиева

Евгений Тудупдоржиев занимается резьбой по дереву почти 20 лет. За это время он создал немало изделий, которые поражают своей красотой и масштабами: из-под его рук выходят панно, элементы интерьера, мебель и даже целые детские площадки.

«Я нашел в дереве себя»

Творчество было неизменным спутником Евгения с самых малых лет. Уже с третьего класса он состоял в школьной редколлегии, выпускал стенгазеты-молнии, где вместе с остальными ребятами публиковал экстренные новости из жизни школы. В армии мужчина был писарем, оформлял альбомы демобилизованным.

Вернувшись домой, Евгений работал на разных предприятиях в качестве столяра, токаря и фрезеровщика. Основная его деятельность была связана с металлом, но, как рассказывает сам мужчина, этот материал казался ему слишком холодным.

Зато к дереву будущий мастер приобщался все больше.

- Когда на предприятии в обеденное время коллеги играли в карты и домино, я вырезал что-нибудь из дерева – так  отдыхал душой, - признается он. - Столярному делу обучался сам. Для меня сделанные вещи были безделушками, а люди стали обращать на них внимание. Первой осознанной работой была рама для зеркала с растительным орнаментом - ее я тоже сделал для души. У меня ее тут же купила моя бабушка, став первым спонсором творчества. Рама получилась довольно неплохой и до сих пор служит верой и правдой.

Вскоре к мужчине посыпались заказы. Осознав, что на любимом деле можно зарабатывать, Евгений окунулся в творчество с головой, и тогда все остальные занятия перестали быть важными.

- Я нашел в дереве себя, это податливый и живой материал. Это такое ремесло, где ты постоянно растешь, поэтому  на полдороге не бросишь. К тому же с каждым новым заказом ты всегда узнаешь что-то новое. Хоть до старости можно заниматься деревом, но познать все премудрости этого ремесла  все равно не сможешь. В своих изделиях я показываю красоту природы, можно сказать, я ее скромный служитель.

После того как Евгений окончательно решил заниматься деревом, он открыл свою мастерскую, которую назвал «Жан». По словам мужчины, такое название продиктовали ему современные тенденции, когда все должно быть быстро и коротко. К тому же оно указывает и на имя мастера. Что же касается рабочего помещения, то Евгений строил его по своему собственному проекту. Постройка задумана таким образом, что в ней можно работать над масштабными проектами, например, беседками.

- Сейчас мне даже стало мало моей мастерской. Я хочу сделать склад и еще один павильон, чтобы увеличить пространство для создания детских площадок. Размахи у меня широкие, но проблема в том, что духа хватает, а руки всего две, - смеется Евгений.

Соединить красоту и практичность

Сегодня талантливый мастер создает большое количество различных изделий: крупные панно, малые архитектуры, детские площадки, входные группы, элементы интерьера и мебель.

- Я решил работать с нашими сибирскими деревьями. Из кедра делаю картины, мебель, религиозные атрибуты. Сосна подходит для мебели, может пройти много лет, но структура останется неизменной. Лиственницу использую на уличных объектах, так как она часто контактирует с водой. Осина – нейтральное дерево, подходящее для кухонной утвари и, например, полок для бань. Эта древесина вытягивает весь негатив из продуктов и тела человека. В ней нет смолы, поэтому она не влияет на вкусовые качества.

Также Евгений признается, что хочет создавать масштабные работы, чтобы как можно больше людей познакомилось с его творчеством.

- Например, панорамные картины можно повесить в холле или фойе. Холл обычно – это лицо компании, одно из лучших мест, где можно продемонстрировать свое творчество. Сегодня в моду вошла практичность, если картина висит на стене, значит, она должна выполнять какую-то функцию. А мне хочется делать вещи в том числе и для красоты. Пока людям нравятся мои работы, я счастлив, что мои способы самовыражения находят такую реакцию.

«Фантазия и жажда самовыражения хлещет через край, их нужно куда-то применить. Начинаешь  использовать, где не надо - людям мешаешь: приходишь в чужой монастырь со своим уставом. Поэтому я устроил свой монастырь и свои правила»

При этом Евгений добавляет, что в процессе работы самые сложные и трудоемкие этапы становятся самыми интересными.

- Например, когда  делаю лестницу, то, прежде чем дойти до любимого художественного оформления, нужно постругать доски и сделать ступеньки – так я готовлю плацдарм для своих художественных самовыражений. Однако когда приступаешь к оформлению, то перила, где   создаешь орнамент, должны быть крепкими. Самое сложное – соединить красоту и практичность.

Минимальное время у Евгения уходит на токарные работы. А на более крупные вещи: беседки, архитектурные оформления лестницы, балюстрады, может уйти несколько недель.

- При создании картины нужно склеить мебельный щит так, чтобы с годами его не повело. Дерево живет своей жизнью, поэтому этот материал надо поставить в такие рамки, чтобы оно сохранило первозданный вид, несмотря на внешние обстоятельства.

«Идеи лежат в моей голове, как книжки в библиотеке»

Мастер уверен, что все его шедевры еще впереди, так как уровень мастерства повышается с каждым новым изделием, к тому же он занимается тем, к чему лежит душа.

- Недавно заметил одну вещь. Когда работаешь на циркулярке, внимательно следишь за тем, как крутятся ножи, но все равно боишься поранить пальцы. В такие моменты мысли, которые ты прокручиваешь у себя в голове, сильно влияют на процесс обработки. Допустим, если подумал что-то не совсем хорошее, именно в этот момент может попасться сучок или доска отлететь. Поэтому, когда приступаю к опасным работам, читаю молитвы. Дерево – это материал, созданный богами, оттого и относиться к нему нужно соответствующе.

По словам мастера, у него есть множество идей, которые он обязательно воплотит в будущем, но пока они просто ждут своего часа.

- Сейчас в моду входит роботизация, но считаю, что это не конкуренция ручному труду. Самое главное в нашем деле – это идеи, они лежат в моей голове, как книжки в библиотеке. Воплощая их в жизнь, я стремлюсь к тому, чтобы мои работы существовали как можно дольше.

24 апреля