По Дальнему Востоку - за 80 дней Преподаватель курсов по направлению «Концептуальная урбанистика» из Улан-Удэ Анатолий Бреславский совершает большую экспедицию по городам и поселкам ДФО.

Общество 4 июня 2023, 11:02 4340
По Дальнему Востоку - за 80 дней
фото: представлены героем публикации

Преподаватель курсов по направлению «Концептуальная урбанистика» из Улан-Удэ Анатолий Бреславский совершает большую экспедицию по городам и посёлкам ДФО. Ходом поездки и интересными наблюдениями он делится с подписчиками своего телеграм-канала.

Анатолий Бреславский — кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, специалист в области городской истории Дальнего Востока. 

Экспедиция началась 16 марта в Якутске, планируемая дата завершения — 4 июня. География впечатляет: после Якутска Чита, затем Благовещенск, Хабаровск, Магадан, Владивосток, Анадырь, Южно-Сахалинск, Комсомольск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский и Биробиджан. Всего 11 региональных центров и их пригороды, а также близлежащие небольшие города и поселки городского типа.

В Национальной библиотеке Якутии

В каждом населённом пункте исследователь работает в библиотеках, архивах, встречается с коллегами и, конечно же, выезжает «в поле». Собранные материалы станут частью докторской диссертации о трансформации сети городских поселений и движении городского населения в регионах ДФО в постсоветский период. А также помогут найти ответы на актуальные вопросы — что происходит с населением Дальнего Востока почти 30 лет и почему пока не удается остановить отток жителей с востока страны.

- Анатолий Сергеевич, ваша экспедиция длится уже почти два месяца, многое удалось повидать, в том числе то, что не замечают обычные туристы. Какое в целом впечатление произвел на вас Дальний Восток?

- Если коротко, несмотря на предпринимаемые правительством страны меры по развитию Дальнего Востока, пока он не демонстрирует каких-то опережающих темпов экономического роста, притока инвестиций, роста благосостояния населения по сравнению с большинством других экономических районов страны. Это объективные данные статистики. В информационном поле Дальний Восток уже несколько лет будто бы гремит новыми масштабными проектами в области развития инфраструктуры, экономики. Космодром «Восточный» в Амурской области, проекты по строительству «труб» для транспортировки полезных ископаемых в страны АТР, открытие новых добывающих производств, дальневосточные «гектары», «кварталы», «ипотека» и прочее. Но при этом большая часть крупнейших инвестиционных проектов при всей их значимости для государства или крупного бизнеса для жизни общества имели локальные эффекты. Большинство из них не «перезапустили» глобально экономику регионов, а главное - не изменили существенно жизнь большинства рядовых жителей. Однако здесь важно понимать, что без участия государства в развитии Дальнего Востока здесь сейчас было бы намного хуже. В 1990-2000-е годы этот макрорегион успел растерять не только свой экономический потенциал - промышленную базу, но и демографический. Население продолжает покидать Дальний Восток. Только в Бурятии и Якутии с 2010 по 2020 годы фиксировался прирост населения, в то время как в остальных 9 регионах - убытие.

В Магадане

Например, Приморский край, который является наиболее благоустроенным и комфортным для проживания во всем Дальнем Востоке, продолжает терять население в результате выездной миграции и ежегодного превышения смертности над рождаемостью. Важный момент - в то время, как региональные столицы везде в основном приведены в «порядок», в них была выстроена и активно строится базовая инфраструктура, перспективы развития большинства малых городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов до сих пор находятся под большим вопросом. Население везде стягивается в региональные центры.

- Один из вопросов, которые вы поставили перед собой перед командировкой — почему не получается остановить отток населения с Дальнего Востока. Может быть, удалось уже увидеть какие-то неиспользованные возможности? И какие методы, как вам кажется, оказались достаточно эффективны?

- Объективно население Дальнего Востока при сохранении текущих тенденций в области рождаемости и смертности, масштабов привлечения в регион отечественных и иностранных мигрантов продолжит уменьшаться. На это, как мы видим, радикально не повлияли ни «материнский капитал», давший временный эффект, ни противоречивые программы по предоставлению «Дальневосточного гектара» и «Дальневосточной ипотеки». Это нужно осознать. Большая часть государственных программ по развитию Дальнего Востока утверждает, что сможет преломить негативный демографический тренд. Но это маловероятно не только в ближайшие годы, но и в ближайшие десятилетия. На это будет влиять и существующая половозростная структура населения в регионах, и в целом переход нашего общества к более низким стандартам деторождения. 

Анадырь

Перед тем, как рассуждать о росте населения на Дальнем Востоке, о строительстве новых городов, необходимо задуматься о том, где будут работать люди, будут ли они обеспечены качественной инфраструктурой, запрос на которую растет от поколения к поколению. На мой взгляд, важно сохранить в регионах местное, укоренившееся население и параллельно более внимательно работать над интеграцией иностранных мигрантов. Сейчас это в основном граждане стран Центральной Азии. И главными инструментами этой общей политики по поддержке населения на Дальнем Востоке должны быть более высокие, чем в других регионах России финансовые, трудовые, социальные гарантии и льготы и инвестиции в развитие социальной и инженерной инфраструктуры, доведение инфраструктуры территорий до современных стандартов. Собственно, здесь ничего оригинального.

- Больше 10 лет вы изучаете городские пригороды, также у вас есть серия статей о частном секторе и пригородах Улан-Удэ и монография. Понятно, что такая особенность застройки, как в Улан-Удэ, создает проблемы для жителей (нехватка социальных объектов, транспорта, грязный воздух и т.д.). А с какими проблемами и сложностями сталкиваются жители других дальневосточных пригородов? И нашелся ли пригород, который показался вам наиболее правильным и комфортным?

- В большинстве уже посещенных мной региональных центров юга Дальнего Востока и в Якутске наблюдал активное освоение пригородных зон частными застройщиками - горожанами и новыми сельскими мигрантами. Иная ситуация на северо-востоке у Магадана и Анадыря - столицы Чукотки, где в силу суровых климатический условий и из-за того, что местные жители ориентированы на выезд на «материк», частная застройка слабо развита. В Анадыре ее практически нет.

Село Смоленка Читинского района

Проблемы с развитием пригодных территорий по югу Дальнего Востока, в Забайкалье и Якутии в основном общие. В частности, это транспортные проблемы и сложности в сфере социальной инфраструктуры, которой не хватает бурно растущим населенным пунктам. Особая проблема - регулярное подтопление отдельных поселений реками. В Улан-Удэ это Селенга, в Якутске - Лена, в Благовещенске - Амур и Зея и т.д.

Я начал свою экспедицию в Якутии. Если коротко, там пригороды растут не менее бурно, чем наши. Якутск за 30 лет вырос почти в 2 раза за счет сельско-городской миграции, и этот прирост населения был компенсирован не только масштабным строительством в городе, но и малоэтажным деревянном строительством в его пригородной зоне. Здесь почти везде есть газ и менее существенны проблемы с отоплением и загрязнением воздуха, как у нас, но есть проблемы с водой, так как Якутск расположен в зоне вечной мерзлоты. Плюс каждая зима - это испытание для пригородного жилья и местных авто. Всё-таки разница между 35 и 50 градусами ниже нуля существенна.

В Чите развитие пригородного строительства существенно менее масштабно. Буквально две точки территориального роста, одна из которых получила развитие недалеко от Читы благодаря выделению здесь «Дальневосточных гектаров» (село Смоленка Читинского района).

Та же картина в Благовещенске. Особенность города в том, что часть окружающей его территории - это уже территория Китая, так как город находится прямо на границе с КНР. У самых больших городов Дальнего Востока, Хабаровска и Владивостока, и пригородные зоны самые крупные, и бюджеты в целом позволяют постепенно решать возникающие вопросы. Больше всего с точки зрения комфорта мне понравились пригороды Владивостока. Здесь есть, где осесть, хотя вся Владивостокская агломерация уже достаточно уплотненно застраивается.

 

Порт города Корсаков

- Большая поездка — это всегда приключение. Какие непредвиденные ситуации случились с вами в этой командировке, и как удалось справиться?

В плане безопасности и непредвиденных ситуаций, признаюсь, у меня были разные ожидания. Относительно Дальнего Востока много устойчивых фобий, возникших к криминальные 1990-е. Но, скажу, сейчас за почти 60 дней поездки ни разу не было ситуаций, когда бы чувствовал какие-то риски для здоровья и жизни. Региональные центры безопасны, приветливы для гостей и туристов. Транспортное сообщение в ходе поездки также не преподнесло сюрпризов. Все рейсы всегда вылетали в срок благодаря хорошим погодным условиям. Все регионы выстраивают новые отношения с туристами, предлагают разные турпродукты. Не всегда они доступны, но при наличии возможностей на Дальнем Востоке сейчас есть что посмотреть, в том числе и города. Есть возможность открыть для себя обновленный Дальний Восток.

- Спасибо за беседу!

Из телеграм-канала «Дальневосточная урбанистика»:

«51 день моей соло экспедиции по всем регионам Дальнего Востока России. За все это время ни разу ко мне не приходило уныние или разочарование от принятого решения - вложиться в знакомство с этим большим регионом. Сегодня в Анадыре, который уже третий день радует солнечной, ясной погодой. Успеваю делать все свои научные дела и гулять по городу. За 3,5 часа обошёл город по кругу и зашёл даже в чукотское село Тавайваам по соседству».

«Ну, что я вам скажу. Если вы хотите жить в небольшом, уютном, безопасном городе, с приветливыми людьми, с чистой водой, прекрасным воздухом, вы любите собирать грибы и ягоды, выезжать за город и наслаждаться морскими видами, ловить рыбу, и если вас не смущают ветра и туманы как в Питере, то вам в Магадан. При всех сложностях местной жизни - нормальный город. Жить можно».

Владивосток

«В Южно-Сахалинске моря нет. Поехал смотреть его на пляжи  города Анива. Советские книжки, называющие эти пляжи излюбленным местом горожан, безнадежно устарели. Скудноватая инфраструктура, виды на троечку, если честно».

«Меня сегодня зацепили две истории. Письмо 1993 года Ельцину от жителей одного из закрывающихся полярных посёлков, в котором они пишут, что вынуждены чуть ли не пассатижами вырывать зубы друг другу, так как из за роста цен долететь до ближайшего врача в г. Билибино дороже, чем их «высокая» зарплата. А второй документ про милиционера, который утонул, пытаясь доплыть от затонувшего в межсезонье вездехода до берега, чтобы  вызвать подмогу тем, кто в мороз стоял на крыше этого вездехода в 15-ти сантиметрах над водой, в том числе детям. Плыть нужно было 100 метров. И он не смог. Жители ходатайствовали перед правительством региона, чтобы его вдове вне очереди дали жилье на «материке». Много таких историй, драматичных и суровых».

25 апреля