Имена невинно осужденных сегодня вспоминают по всей стране. 30 октября официально признан Днем памяти жертв политических репрессий. Период с 1930-1950 годы считается одной из самых темных страниц в истории нашей страны. За эти два десятилетия осудили более 4-х миллионов человек, и почти 800 тысяч из них встретили свою судьбу на расстрельных площадках. Истории жертв жестоких расправ ежегодно звучат на памятных митингах. Прошел такой и в Улан-Удэ.
- Мы в скорбный день идем сюда, чтоб наших близких помянуть. Сказать, что любим их всегда, свечу поставить и всплакнуть.
В Бурятии от репрессий пострадали более 20 тысяч человек. 6 тысяч были расстреляны, других отправляли в лагеря со сроком наказания от трех лет.
Ольга Шрагер, внучка жертвы политических репрессий: Мы узнали, что наш дед был репрессирован в 1933 году в феврале, а в июне уже расстрелян. А позже реабилитирован он был только в 1957 году. Мы приходим каждый год и стараемся, чтобы память никогда не умирала.
Истории репрессированных собраны в Книгу памяти. На сегодня выпущено 9 томов, они содержат имена более 15 тысяч репрессированных.
Мария Анфуриева, внучка жертвы политических репрессий: Арестовали и расстреляли под Иркутском, под Пивоварихой. Он работал главным бухгалтером. Перед расстрелом поехал к моей бабушке, к старшей сестре, и сказал, что, наверное, меня арестуют. И вот его арестовали.
Ежегодно по всей стране проводят акцию «Возвращение имен». На ней зачитывают имена погибших и пострадавших от репрессий.
- Пежемский Илья Александрович, 1889 года рождения. Арестован 25 февраля 1938 года.
В 11 районах республики в память о жертвах режима сооружены мемориалы. В Улан-Удэ мемориал жертвам репрессий установили в 2008 году.
Лидия Соколова, председатель «Бурятской ассоциации жертв политических репрессий»: Создали памятник в память о женах репрессированных, наших матерях. Поскольку, как правило, последними словами, когда уводили отцов, были именно такие: «Сохрани детей, сбереги детей».
Несколько сотен монументов, закладных камней и мемориальных досок установлены по всей стране. Общая база жертв репрессий содержит более 3 миллионов документов и обновляется до сих пор.
Лидия Соколова, председатель «Бурятской ассоциации жертв политических репрессий»: А пока жива память, то есть надежда, что подобное больше не повторится.