Продвинутые технологии для продвинутой бурятской молодежи Бурятский язык будут развивать с помощью новых технологий. Ряд проектов для продвинутой молодежи запустили в интернете.
Известный филолог-монголовед и программист-самоучка Жаргал Бадагаров с детства хотел общаться с компьютерами на бурятском. В его школьные годы это было очень сложно технически, но в начале нулевых появились первые результаты.
Жаргал Бадагаров, преподаватель БГУ: Я заинтересовался самостоятельным изготовлением клавиатурной раскладки и так далее. В тот момент как раз для Windows 98, 95 и Windows Millennium появилась возможность делать свои раскладки, появилась программа. И при помощи этой программы я изготовил клавиатурную раскладку для бурятского языка.Сейчас эту раскладку можно установить на все современные компьютеры и ноутбуки, а также на устройства компании «Apple»: айфоны, айпады и прочее. Только нужен джейлбрейк – разрешенный взлом ваших гаджетов.
Жаргал Бадагаров, преподаватель БГУ: Официальных способов добавления бурятского языка в айфон, в систему IOS пока что нет. Я пробовал писать письмо Тиму Куку, но Тим Кук не всем отвечает.Бурятскую раскладку для андроид-смартфонов можно скачать в магазине приложений «Google Play» с конца января. Как сообщили разработчики, основу сделал бурятский программист Доржо Дугаров. Итоговую версию изготовил его казахский коллега Аскар Аль.
Цитата: Доржо Дугаров, разработчик: «Сейчас я занимаюсь разработкой полноценной операционной системы. Скоро буду презентовать проверку орфографии для бурятского он-лайн, сразу в браузере».То есть скоро вы можете набирать на компьютере сообщения и тексты на бурятском, а программа будет подчеркивать ошибки. Также появился онлайн-переводчик c русского на бурятский и обратно.
Кроме того, ведется работа по переводу Windows, а также Word, Exel и других офисных программ на бурятский язык.
Жаргал Бадагаров, преподаватель БГУ: В свое время, когда мне это было интересно, никому это не было интересно. Ну, по крайней мере, моим ровесникам. Все говорили: «Да зачем это нужно?». И поговорить об этом не с кем было. Сейчас я вижу, что интерес растет. И то, что я в свое время пытался сам в одиночестве делать, это стало интересней гораздо большему количеству человек. И это меня очень радует. Я надеюсь, что эта волна, она не угаснет.