Хозяйка Медной горы
Как улан-удэнка превращает камни в произведения искусства

«Как комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые. Одним словом, изукрашено, что и сказать нельзя. А в самой огромной комнате, постели, столы, табуреточки — все из корольковой меди. Стены малахитовые с алмазом, а потолок темно-красный под чернетью, а на нем цветки медны», – так описывал владения хозяйки Медной горы Павел Бажов.

Многие из вас наверняка думают, что в реальности такого не бывает. Но спешим вас переубедить – воплотить сказку в жизнь можно. Для этого нужны: лист ДВП, обрамленный в раму, минералы, клей и, конечно же, руки мастера, превращающего этот нехитрый набор в настоящий шедевр. Обладательнице такого таланта мы посвящаем наш материал. Картины Татьяны Комович из камня известны далеко за пределами республики. Они есть в коллекциях Патриарха всея Руси Кирилла, Далай ламы XIV, президентов Монголии, Татарстана и многих других.
Методом проб и ошибок
Растущая с каждым годом популярность к нашей героине пришла не сразу. Много лет она отдала работе художника-оформителя и школьного учителя рисования. Делая с учениками разные поделки из глины и кожи, Татьяна не забывала о своей мечте.

Идея создать что-то свое появилась у мастера, когда она увидела работы, сделанные из уральских самоцветов. Женщина долго вглядывалась в картины и не могла понять, по какой технологии они изготовлены. Это был вызов. Первую свою картину из камней Татьяна посвятила русской зиме.
- Но она оказалась налепленная, потому что было много ошибок и приходилось наклеивать материал сверху. В течение полугода я мучила кусок ДВП, соскабливая всё при помощи кипятка. А утром все начинала по новой...
Через время ее упорство дало плоды. Изображение, более менее похожее на картину из камней, купили за 100 рублей. Этот пусть и небольшой заработок стал мощным стимулом к осознанию, что нужно двигаться в этом направлении.

Уже после десятков измученных «полотен», 100 видов клея, лаков и камней, методом проб и ошибок Татьяна постепенно создавала свою авторскую технологию.
Частица Бурятии
Сейчас в мастерской Татьяны можно насчитать более 100 видов каменных богатств: хромдиопсид, хрусталь, нефрит, лазурит, сердолик, чароит, малахит, янтарь, апатит, турмалин, топаз и многие другие. Часть из них добывается в недрах Бурятии и Забайкальского края. Иногда коллекцию дополняют камни, привезенные из других стран.
- Вот у меня есть крутящийся стол, который разделен на разные фракции по размерам, где лежат камни от сантиметра до пыли. Про каждый могу рассказать целую историю...

Иногда у меня появляется новый камень, по его цвету я уже знаю, где смогу использовать и как лучше это сделать – мозаикой или же аппликацией. Лично мне нравится мозаика, где используются камни одинакового размера, а людям нравится эффект 3D, когда картина начинается с пыли, затем по мере приближения размер каменной крошки увеличивается.

Подготовить материал к работе – задача не из легких, признается мастер. Сначала камни ломаются вручную при помощи кувалды, потом толкутся в специальной ступе или в дробильной машине, затем просеиваются через многоярусное сито. В итоге получается каменная крошка различных видов. После подготовительного этапа начинается создание самой картины.

Полотно для будущего творения – обычный лист ДВП, обрамленный в раму, «краски» – это, конечно же, камни. Они могут быть драгоценными, полудрагоценными или простыми, могут быть ломаными и галтованными (пропущенными через специальный галтовочный барабан с различными абразивами).
Сегодня большим спросом у художницы пользуются пейзажи озера Байкал, выполненные из полудрагоценных, поделочных минералов и пород, а также песка и камней с берега озера.
- Я дружу и с ювелирами, и с камнерезами, потому что делаю картины из того, что уже им не надо. Это обычно лом, крошка и тому подобное. Конечно, у меня нет бриллиантов, сапфиров, алмазов. Меня всегда интересовал больше цвет и блеск, поэтому эти «качества» находятся в других камнях.
В процессе работы художница тщательно подбирает каменную крошку по цвету, чтобы отобразить всё многообразие оттенков и сделать картину более живой, а также с точностью определяет месторасположение каждого последующего камешка. Любое панно можно назвать коллекцией минералов, поэтому, насладившись картиной, человек может изучить и сам материал.

- Когда я бываю в других странах или в регионах России, особенно на побережье, то всегда смотрю на местные сувениры и понимаю, что как раз моих-то картин точно не хватает. Например, если человеку дарят подобную картину, то он видит пейзажи республики, сделанные с помощью ее же недр. Для нашего земляка, который живет в другой стране, это могло бы оказаться кусочком родной земли.
Успеть порадовать других
Мастер уверена, работа над созданием пейзажей и цветов из камней и минералов приносит ей настоящее счастье.

- Человек не получает большего удовольствия, как от результата своего труда. Я как верующий человек считаю, что Творец создал творцами и нас. Счастливые люди те, кто делает что-то сами, своими руками и получает от этого удовлетворение. Я нашла себя в этом деле, камни умиротворяют и успокаивают в этом быстром мире, - делится Татьяна.

Тем, кто хочет найти себя и изменить что-то в своей жизни, Татьяна советует для начала держать в голове примерную картину своего будущего занятия.
- Не надо бояться, надо пробовать. Главное, что когда вы будете идти к своему лучшему результату, по дороге будет очень много разных искушений и других возможностей. Могут предложить бросить, направить в другую сторону, здесь главное - не свернуть. И, не дай бог, впасть в эти гонки, которые нам устраивает мир. Если вступишь в эту гонку, ты не выйдешь из нее победителем, в любом случае окажешься проигравшим. А жизнь не такая уж и большая, нужно успеть порадоваться и порадовать других…
Текст: Марина Эрмиль
Фото: группа Татьяны Комович в ВК