Наследие под угрозой: кто спасает исторические памятники Улан-Удэ Памятники культуры предлагают заколачивать фанерой до лучших времен. Речь об аварийных исторических зданиях. Идею о консервации озвучили в Совете Федерации.

Город 3 сентября 2025, 19:45 527

Памятники культуры предлагают заколачивать фанерой до лучших времен. Речь об аварийных исторических зданиях. Идею о консервации озвучили в Совете Федерации. Сенаторы признают, что денег на реставрацию всех объектов просто нет. Что по этому поводу думают эксперты и как в Бурятии борются за сохранение уникального наследия?

Евгений Болсобоев, заслуженный художник Республики Бурятия: Люди не вечны, мы не вечны, а искусство вечно.

В этих стенах дыхание истории ощущается практически повсюду. Здесь творили легенды бурятской живописи: Налабардин, Инкижинов, Сергеев. Их мастерскую унаследовал заслуженный художник республики Евгений Болсобоев.

Евгений Болсобоев, заслуженный художник Республики Бурятия: Здание, как мы говорим на своем сленге, «намулено». Здесь такие мастера работали, связывались с каким-то эфиром, высшими силами творческими, поэтому здесь всегда какой-то торжественных дух витает. Приходишь и настраиваешься.

Дом для союза художников построили в середине прошлого века. Тогда деятели культуры служили государству и получали зарплату за оформление социальных, спортивных и культурных учреждений. Эта связь до сих пор читается в деталях интерьера.

Аюна Пивоварова, куратор проекта «Старый Город»: Вот один молодой человек пришел и сказал: «А вы знаете, что эти ограждения точно повторяют ограждения в оперном театре?» С филармонией связано, потому что одинаковые двери. На архивных фотографиях союза художников такие же двери, как на сегодняшний день стоят на здании филармонии.

Но годы беспощадны. И если внутренний ремонт художникам по силам, содержать все здание - неподъемная ноша. Творческий союз никто не спонсирует, единственные источники доходов - членские взносы в тысячу рублей и аренда части помещений. И подобный финансовый капкан преследует многих владельцев памятников культуры.

Аюна Пивоварова, куратор проекта «Старый Город»: Финансирование ремонта объектов культурного наследия лежит на плечах самих собственников объектов. И деревянные дома, и многие каменные дома, они находятся в собственности физических лиц, то есть обыкновенных людей. Поэтому просто бабушке пойти покрасить свой фасад или наличники невозможно. Надо сделать проект, согласовать.

Что тоже стоит немалых денег, а их не хватает даже на федеральные объекты. Таких по России в аварийном состоянии почти 1,5 тысячи. Только на их спасение нужно около 2-х триллионов рублей. И можно с уверенностью сказать, что многие своей очереди просто не дождутся. Поэтому в Совете Федерации предлагают альтернативу.

Игорь Тресков, сенатор Российской Федерации: Раньше говорили: «Всё надо реставрировать». Но это неверно! Надо реставрировать объекты, которые будут использоваться. Церкви в полях, в бывших поселениях, где нет ни одного человека, равно как и объекты в местах без турпотоков надо консервировать.

В Бурятии на федеральном балансе 86 объектов культурного наследия. Власти утверждают, что лишь 3 из них аварийные и работа над их сохранением ведется. Но всего в республике более 400 зданий-памятников, и как минимум сотне из них нужна срочная помощь. Выход ли часть из них просто заколотить фанерой?

Евгений Семенов, декан факультета социально-культурной деятельности наследия и туризма Восточно-Сибирского государственного института культуры: На мой взгляд, нет. Потому что все-таки деревянная архитектура, она, конечно, подвергается очень большому воздействию окружающей среды, и поэтому консервация, если она проведена особенно ненадлежащим образом, это просто-напросто будет медленное умирание объекта, который просто будет утрачен со временем.

И пока главная надежда на силы неравнодушных людей. В Бурятии спасением исторических зданий занимаются активисты проекта «Старый город»: архитекторы, художники, предприниматели и многие другие. За пять лет команда выиграла 9 грантов. На эти средства они привели в порядок 24 фасада, полностью отреставрировали дом купца Розенштейна и благоустроили 3 старых двора. Готов и проект спасения Дома художника.

Мария Маляр, художница: Мне кажется, что в историческом центре наша история, наше наследие, и нам важно это сохранять. Я прожила 9 лет в Москве и вернулась в родной Улан-Удэ и мне хочется, чтобы он становился красивее, становился лучше и чтобы остальные молодые люди тоже возвращались в родной город и делали его лучше и краше.

Своим опытом улан-удэнские активисты хотят поделиться и с районами республики. Для этого запускают школу, где готовы бесплатно учить секретам проектирования и реставрации. Подать заявку можно командой от 2-х до 4-х человек. Найти сайт можно по ссылке или QR-коду на экране. Если заинтересовались - поторопитесь. Набор открыт только до конца недели.

3 сентября