Уникальный пятидневный интенсив проводят в Национальном музее Бурятии. Сотрудников научат сберегать бесценные сокровища. Речь о памятниках буддийского искусства, которые хранятся в музеях по всей России – от Казани до Владивостока.
- Вот эта совершенно потрясающая роспись изображает Харити - Богиню, дарующую и заботящуюся о детях. Эту богиню Николай Константинович Рерих называл Турфанской богоматерью.
Турфан – город в Китае. В прошлом - центр буддизма всей Центральной Азии. До сих пор там стоят храмы и целы фрески с изображением Будды и Бодхисаттв. Об истории памятников 4 века рассказывают эксперты Эрмитажа. В Улан-Удэ послушать их приехали искусствоведы из разных музеев России, в том числе и из Татарстана.
Влад Мухин, заведующий отделом специального хранения Национального музея Республики Татарстан: За это время, за первые пару дней, соответственно, на лекциях Ильи Игоревны Ильиничной систематизировал, по сути, у себя в голове историю буддийского искусства и пантеон северного буддизма. Это вообще одна из самых сложных тем, с которой сталкивается именно музейный сотрудник, который соприкасается с буддизмом.
В национальном музее Татарстана около 400 буддийских предметов, первые экспонаты хранятся с открытия – ещё с 19 века. С приходом большевиков фонды пополнились, как бы абсурдно не звучало - помог введенный в те годы антирелигиозный отдел. Ещё более богатое собрание представлено в Иркутской области.
Елена Кабунова, старший научный сотрудник Иркутского областного краеведческого музея: В восточной коллекции краеведческого музея это около, по-моему, четырех тысяч. Но буддийские коллекции именно Национального музея Республики Бурятия, безусловно, богаче. Они были изучены. У каждого предмета в большинстве своём есть какая-то история, есть провинанс. То есть известно, откуда она, кто был мастер, какая была судьба у этого предмета. Вот в Иркутской коллекции еще достаточно много есть пятен...
Только в фондах Национального музея Бурятии хранится 8 тысяч буддийских памятников. Полторы из них нуждаются в реставрации. Такая же ситуация в краеведческом музее Кяхты. На всю республику не больше 10 мастеров, которые могут восстановить работы. Поэтому некоторые из них отправляются в Эрмитаж.
Евгений Фёдоров, руководитель сектора проектного финансирования Государственного Эрмитажа: Единственное, чем мы можем компенсировать эту проблему, это приезжать все время и каждый раз приносить что-то новое, новое, новое, новое. В общем 10 лет прошло, вот я только сейчас вижу какой-то результат уже по регионам того, что мы делимся нашим опытом.
Татьяна Бороноева, директор Национального музея Бурятии: Самое главное ещё – воспитание кадров, чтобы они уже занимались реставрацией не только памятников буддизма в музеях государственных, а меня даже волнует, как будут сохраняться памятники у частных лиц, в частных коллекциях. Там же идёт процесс…
- Они могут обращаться к вам?
- Конечно, когда появятся профессиональные, мы всегда готовы оказать какую-то методическую помощь, проконсультировать, безусловно.А потом уже, конечно, нужны профессиональные реставраторы.
Реставрация буддийских реликвий включает в себя не только изучение методов, но и понимание самой философии. На занятиях в Национальном музее буддизм, изучали в разрезе истории, искусства и письменности. Первые шаги по подготовке кадров начали и в институте культуры.
Ирина Цыремпилова, проректор по научной работе и международной деятельности Восточно-Сибирского государственного института культуры: Реализуется образовательная программа уровня магистратуры, это декоративно-прикладное искусство в буддийской культуре. Вот в прошлом году был первый набор осуществлен.
Постоянное сотрудничество ведут и с Буддийской Сангхой. Национальный музей готов пополнить экспозиции работами уже современных иконописцев. Хотя существует и практика возвращения святынь.
Геше Дымбрыл Дашибалданов, доктор буддийской философии, ректор Буддийского университета «Даши Чойнхорлин» имени Дамба Даржа Заяева: В 2009 году национальный музей передал Иволгинскому дацану две статуи - Зелёной Тары и Белой Тары. Сейчас они в новом Цогчен дугане работы Санжи Цыбикова, они были перед передачей отреставрированы и переданы.
Музейно-образовательный интенсив этот результат работы второго буддийского форума. В прошлом году в Бурятии собрались буддисты из 15 стран. Сейчас в планах – национального музея увеличить штат сотрудников по изучению и сохранению буддийского наследия.
Проект организован при поддержке «Фонда содействия буддийским исследованиям и образованию»