Этими историями говорит само время. Молодые, преданные Отечеству ребята проходят дорогами войны, создавая самое ценное наследие для младших поколений – беззаветную любовь к Родине, уважение к своему мужскому пути.
Дороги победы будут нелегкими. И на них навсегда останется память о боевом братстве, сокрушающем любые трудности. В этой дружбе сомкнулись судьбы целых народов, объединенных одним гимном и одним знаменем Великой Победы.
Александр, Зорик, Исраил – православный, буддист и мусульманин, объединили свои пути ради будущего своей страны. Через самые страшные этапы спецоперации на Украине три танкиста из Бурятии прошли вместе.
«НЕСОКРУШИМАЯ ВЕРА В СВОИХ»
Зорику Зыгбину было 19 лет, когда он подписал контракт с Вооруженными силами России. Само имя молодого танкиста в переводе с его родного бурятского языка означает «мужество», и уже при рождении звёзды прочертили ему путь воина. На СВО он попал в кругу надежных сослуживцев, но самыми близкими друзьями стали его старший товарищ Александр Лаптев и командир Исраил Гадиев.
- Каждый день был наполнен и радостными, и грустными эмоциональными моментами. И сейчас чаще всего вспоминаю те моменты, когда было время отдохнуть, и мы сидели у костра. Мы просто собирались у огня, сидели, разговаривали о простом: обычной жизни, о планах на жизнь, о планах по возвращению домой. Вот это, наверное, было очень запоминающимся, потому что ты видишь, что возле этого костра сидят люди, которые точно говорят искренне и чисто, без намека на лицемерие и ложь, - вспоминает Зорик Зыгбин.
Зорик Зыгбин, в зоне выполнения специальной военной операции, 2022 г.
Сейчас он кавалер ордена Мужества, обладатель множества боевых наград. После тяжелого ранения снова принял бой – уже с новой реальностью, привыкает жить с протезом, как раньше, не ограничивая себя в активности. Профессионально занимается спортом, и даже входит в сборную республики по адаптивному спорту. За его тренировками наблюдают сотни подписчиков канала «Одноногий рукоборец». Свой пример возвращения к мирной жизни Зорик открыто показывает всем, кому может быть полезен этот опыт.
- Момент, когда я получил травму, очень сильно запомнился, но запомнилась больше не сама ситуация, а эмоции, которые испытал в тот момент. В то же время ощущение ответственности за себя, за свою жизнь, за свой экипаж. И надежда на то, что (была прямо такая сильная надежда!) на то, что мои товарищи узнают, мои товарищи приедут. И как показала жизнь - они приехали, вытащили. То есть была такая несокрушимая надежда -несокрушимая вера в своих. Вот это, наверное, самый запомнившийся момент, - поделился Зорик.
«ТАМ ВСЁ ВОСПРИНИМАЕТСЯ ИНАЧЕ»
Александр Лаптев. Степенный и немногословный. Редкостная искренность и умение найти редкие, но нужные слова в любом месте помогают ему освоиться и стать своим. В бригаде он служил еще задолго до появления Зорика и Исраила. Военную службу Александр выбрал еще в юности.
- Я учился в школе хорошо, без троек окончил. И когда заканчивал школу, у меня уже в голове было сформировано конкретное желание - пойти служить в армию. Уже на тот момент я понимал, что это моё. Какой-то такой грандиозной мысли по этому поводу нет, просто я хотел. Наше соединение особенно тем, что мы много работаем с техникой. Это не просто машина – это вообще удивительная вещь – танк! В этом мы очень схожи с Зориком. Уже с первых дней знакомства я заметил его интерес к технике. С каким увлечением он «копался» в железках – на это стоит посмотреть!, - рассказывает Александр.
К слову, Зорик – полная противоположность Александра. Но именно эти двое по-особенному оказались удивительно «созвучны» при выполнении боевых задач.
- Зорик пришел к нам в бригаду совсем молодым. Маленький молодой человек. Что-то бегает постоянно, где-то суетится, просто хочет везде успеть. Уже после, уже на войне я понял, насколько этот самый мальчик - зрелый мужчина. Казалось, он не боится даже самой смерти. Всегда отшучивался «я заговоренный!» и всегда в самое пекло лез. Как тот мужик из комедии Гайдая: «Песчаный карьер – я!». Вот это Зорик. И это вызывает уважение. Особенно там, когда каждый выход – это риск», - вспоминает Александр, - «Или, скажем, определенный объем работы, большой, рассчитанный на целую танковую роту, надо выполнить. И ничего другого не оставалось, как сделать это небольшим количеством людей. И когда я у Зорика спрашивал «Пойдешь?», он никогда вообще не задумывался, не раздумывал, «конечно, пойду!» и всё.
Жизнь в условиях постоянной опасности многому учит. В такое время яснее видны черты человека, его сущность, его ценности. Александр после четырех лет спецоперации, определенно точно знает одно: он в кругу правильных людей.
- В любом деле главное - уверенность в том, что вот именно эти люди, с которыми ты находишься в определенной ситуации, друзья твои, боевые товарищи - они всегда помогут. Всегда, если надо, и послушают, и подскажут. Все чувства, весь смысл существования, что ты раньше делал, как ты к этому относился – там всё воспринимается иначе, - делится Александр.
Александр Лаптев после награждения медалью «За боевые отличия», орденом СвятогоГеоргия 4-й степени, 2023 г.
- Я до сих пор называю его дядя Саня. Почему? Ведь он молодой парень, он не многим старше меня. Это называется авторитет. Для меня он - пример мужества, стойкости и хладнокровия в хорошем смысле, то есть того, к чему я сам стремлюсь. Я могу об этом человеке вечность говорить, потому что восхищаюсь, ужасно уважаю, прямо очень сильно. По нему сразу видно было, что он человек надежный. Что присуще таким уже зрелым, довольно-таки, мужчинам, людям со сформировавшимся мировоззрением, со сформировавшейся психикой. Это человек, который умеет всё, а если не умеет – научится. В этом весь он – дядя Саня. Он меня научил тому, что учиться – всегда правильно. Не зазорно спросить, если не умеешь, и что мне больше всего нравилось - в первые дни службы моей по контракту, когда я спрашивал, я не получал критики, не получал осуждения того, что я не знаю. Он просто брал и, молча вёл и показывал, как надо, - вспоминает младший сослуживец Зорик.
Александр Лаптев и Зорик Зыгбин на выполнении боевых задач, 2023 г.
МОЩЬ, КОТОРУЮ НИКТО НЕ ПОБЕДИЛ
Командир, которому по долгу службы выпало вести танкистов Бурятии на самую главную военную операцию в их жизни, родился и вырос в Ингушетии. Исраил Гадиев после окончания Казанского военного училища был направлен в Бурятию. У него не было достаточно времени, чтобы узнать каждого подчиненного. По поводу боевого слаживания у офицера опасений не было – танкисты Бурятии давно славятся своей командной сплоченностью. А вот проходить «жизненное» слаживание оставалось уже в условиях реальной войны.
Исраил Гадиев, кавалер Ордена Мужества, 2023 г.
- Первая встреча с Бурятией была теплой. Я, вообще, полюбил это место, людей Бурятии. Когда я только прибыл в Улан-Удэ, у меня еще не было жилья. И со мной связался парень, который учился в Казанском училище, но раньше меня окончил. Просто узнал, что прибыл выпускник, и предложил помощь. Он привез меня на свою квартиру, которая была свободна. И сказал, что я могу жить столько, сколько надо бесплатно. И вот так, в лице этого человека, меня радушно принимала республика. А сейчас, по прошествии таких сложных лет я могу сказать, что здесь есть мои братья. Это действительно так – это не просто друзья, это мои братья. Мне было интересно изучать историю Бурятии – она удивительна. Такие разные народы живут в одном доме, безусловно и абсолютно уважая культуру и традиции друг друга. И когда впервые заговорили о «боевых бурятах», я понимал, что это понятие рано или поздно разойдется по миру. Потому что воины из Бурятии по своей отваге восхитительны. Я знаю, что во многих бурятских родах почитают свои тотемы. И подобно этому я называл своих ребят «мои орлы», - вспоминает Исраил.
Дружба, рожденная в боях, переросла в родство душ. Три танкиста уверены, что это на всю жизнь. Сейчас они вместе решают какие-то свои личные дела, советуются, поддерживают друг друга.
Александр был рядом с Зориком, когда младший товарищ делал предложение руки и сердца своей невесте, был рядом, когда у молодой семьи родилась дочь. Исраил, находясь за тысячи километров, связывался с друзьями из регионального правительства, чтобы окружить исключительной заботой супругу и новорожденную дочь друга.
- Я всегда считаю, что вера не определяет характер человека. Люди могут верить в разных Богов, но их характер определяет воспитание. Думаю, командир такой ответственный, потому что он вырос в такой среде. Он поначалу казался таким горячим, импульсивным, на месте не стоит. Мы с ним темпераментами очень похожи, потому что я тоже не могу на месте сидеть. Мне постоянно надо что-то делать. Вот он такой же. Потом для меня он раскрылся как. Мудрый не по годам. Он – настоящий командир. Он из тех людей, которые будут сопереживать за своих подчиненных, за своих товарищей. Это качество настоящего офицера я считаю, потому что есть люди, которые получили звезды, есть такие офицеры, но не сравнятся с нашим командиром. Он – командир с большой буквы, - делится Зорик.
Исраил Гадиев и Зорик Зыгбин на выполнении боевых задач, 2022 г.
- Наверное, у судьбы не бывает случайных эпизодов. Я верю, что наши пути сошлись здесь не просто так. Исраил – прежде всего по-человечески оценивает людей. Конечно, он требователен и ответственен, но, общаясь с ним всегда чувствуешь, что прежде всего перед тобой человек. Он сам до жути ответственный, и само собой получается, что не хочешь его подводить. Думаю, такой и должен быть офицер, чтобы за ним люди пошли, - говорит Александр.
Исраил много читает, что объединяет его с Зориком. Особенно он любит читать книги об исторических личностях. Офицеру всего 27 лет, и его увлечение историей Советского Союза немного удивляет. Среди прочих нравственных и моральных устоев, которые формируют на военной службе, Исраил выделяет главное: сила России – в ее людях, их любви к общей Родине.
- Я много изучаю, читаю, мне всегда важно четко понимать, что и для чего я делаю. Я понимаю, что наша страна идет по правильному пути, она пытается сохранить свои ценности, когда наши нетоварищи эти ценности хотят убить в нашем поколении, нужно дать свой ответ. Иногда ответ требуется сильный. И мы с ребятами сейчас объединены этой целью. В сложных условиях ты начинаешь больше ценить дружбу. Для меня Саша и Зорик – это люди, о которых я всегда буду думать, беспокоиться, как они, делить с ними радости. С ними я пойду на любое задание, потому что всецело верю в них. Я хочу, чтобы все наши соотечественники имели таких людей в жизни, - говорит Исраил.
Нас много – сотни народов, у которых слово «Отчизна» звучит по-разному, но всегда одинаково сильно и дорого. И в любые трудности оно становится связующим звеном между народами, голосом совести, человечности и честности. Дети всюду играют похоже и плачут одинаково, а матери также одинаково радуются детям везде и тревожатся за них всюду одинаково. Наши народы, взаимно обогащая друг друга, вносят свои неповторимые черты и оттенки в образ нашей страны. И так рождается многообразие и мощь, которую никто и никогда не победил.