Раиса Белоглазова стала недоступна. С таким заявлением к нам обратилась жительница Улан-Удэ. Оказалось, книги известной местной писательницы действительно стали редкостью. Куда пропала литература, есть ли на нее спрос и почему никто ее не переиздает?
- Большим событием в культурной жизни Бурятии явился 7-ой съезд писателей республики.
Это время можно назвать рассветом бурятской литературы. Книги издавали большими тиражами, и их почти сразу раскупали, проводили съезды писателей. На одном из них мы заметили женщину очень похожую на Раису Белоглазову. И это вполне могла быть она, ведь именно тогда вышла в свет ее самая популярная повесть «Ритка».
Валентина Кузнецова: В повести «Ритка» очень жизненно описывается ситуация девочки-подростка, которая попала в сложную ситуацию жизненную. Я задалась вопросом о творчестве Раисы Белоглазовой, когда увидела мемориальную доску на доме, где жила Раиса Васильевна. Книги найти действительно очень сложно, в книжных магазинах их просто нет. В библиотеках есть, но есть не все её произведения.
Оказалось, в обычных книжных магазинах Белоглазовой действительно нет. Иногда появляется в комиссионках, но тоже очень быстро исчезает.
Cвeтлaнa Пpимaк, coздaтeль книжнoгo мaгaзинa: Я вот Раису Белоглазову, «Ритку» просто принесли, хотела вспомнить, что в школе читала. Вот я её успела первую часть прочитать, и всё, её купили сразу. Вторую часть не успела прочитать.
- Нарасхват, да?
- Да, моментально. У нас Раиса Белоглазова вообще нарасхват.
В итоге Валентина нашла нужные книги в интернете. Три стареньких издания обошлись ей в 10 тысяч рублей. Там же увидела их и наша коллега. Ольга поклонница Белоглазовой еще с детства, говорит, что в виртуальной сети на труды писательницы идет настоящая охота.
Ольга Маханова, руководитель интернет-редакции «Ариг Ус»: Я искала на Авито ее, они были на Озоне еще, но там они быстро раскупались. Было очень дорого, потому что это настоящий букинистический клад, потому что их очень-очень мало. Потом я нашла «Ритку» в букинистических магазинах, но там тоже были цены очень дорогие. Как-то у меня вылезло уведомление, что появилась «Ритка» за 800 рублей.
В таком темпе поклонники Белоглазовой скоро сами станут похожи на ее героев - простых горожан, которые сталкиваются с трудностями, но при этом проявляют стойкость. Кстати, мало кто знает, что Раиса Васильевна в детстве перенесла тяжелую болезнь, которая приковала ее до конца жизни к постели. Но, несмотря на это, она не только стала известным автором, но и прошла курсы переводчиков немецкого и стала членом союза писателей СССР.
Книги Раисы Белоглазовой мы нашли в национальной библиотеке. Их, конечно, немного, но они все же есть и пользуются спросом. Единственное, что смущает, - их состояние, все они были изданы в советское время.
Оказалось, с тех пор их не переиздавали, хотя спрос есть, - подмечает Людмила Макарова. Главный библиотекарь была знакома с Раисой Васильевной с детства.
Людмила Макарова, главный библиотекарь национальной библиотеки: Она была очень известным, популярным человеком, к которому можно было обратиться с любым вопросом. Как будто бы она всемогущий человек была. Книг её у нас действительно не так много, но они у нас есть. И вы видите, они все у нас потрёпанные. Это о чём говорит? О том, что книга не лежит на месте, не стоит, не пылится. Причем книги спрашивают читатели разных возрастов.
Но, чтобы классика стала более доступной, нужны конкретные шаги. Субсидии на переиздание в министерстве культуры выдают ежегодно, но подать заявку могут не все.
Татьяна Митрофанова, первый заместитель директора национальной библиотеки Республики Бурятия: Или это должен быть сам автор, или правообладатели произведения, в случае если автор, допустим, уже ушел из жизни. Родственник какой-то ближайший, который является на правах наследования правообладателем, может принять участие в конкурсе на переиздание. Они могут собирать информацию о том, какое требуется переиздание, и мы уже отрабатываем с писательским сообществом.
Однако у Раисы Васильевны в силу здоровья детей не было, о дальних родственниках также ничего неизвестно. Именно поэтому все ее труды словно остались в Советском Союзе. Повернуть колесо времени возможно под силу министерству культуры, если они отыщут потомков Белоглазовой и заключат с ними соглашение. Тогда, быть может, к 100-летию автора, к 2028 году, «Ритка» и другие культовые для Бурятии произведения заживут новой жизнью.
Валентина Кузнецова: Я хочу, чтобы у меня дома были эти книги, я хочу их передать потом по наследству своим детям. У меня сын мой подросток, видя, как я горю вот этим вот делом, он сказал: «Мама, я обязательно почитаю «Ритку» после тебя».