Расправа над школьниками стала одним из самых жестоких преступлений в Бурятии. В нападении пострадало шесть человек. При задержании покончить с собой пытался и нападавший – 15-летний ученик этой же школы. Очевидно, действовал он не один. Подростки одиночки обычно идут на преступление спонтанно. Здесь же все выглядело организованным и спланированным заранее.
Юрий Хармаев, криминолог, заведующий кафедрой уголовного процесса БГУ: Свои специфические признаки, характерные для несовершеннолетних, наверное, в первую очередь – это то, что чаще всего совершают они преступления групповой направленности. В силу возраста, в силу стадности, можно так сказать.
И действительно. Чуть позже задержали других участников нападения. По нашим данным, расправу намеревались снимать на видео. Эта информация, а еще надпись на футболке, удаленный профиль в социальной сети и незавершенная попытка суицида, позволила нам связать происшествие с прошлогодними событиями. По стране гремели так называемые группы смерти. Наши специалисты выяснили, их создатели – такие же дети-фанаты запрещенного в России фильма. Его смотрели до бесконечности, подражали главным героям и сводили счеты с жизнью. В одиночку. Их называли иконами суицида. Но идея кино подросткам быстро надоела. Умирать по одному и тихо для них банально. Толчком стали псковские «Бонни и Клайд».
Артемий Ушаков, корреспондент телекомпании «Ариг Ус», исследователь групп риска в молодежной среде: И вот, когда у них начали меняться эти иконы суицида, когда они встали возводить на пьедестал вот этих псковских подростков, уже говорили о том, что они ушли красиво. У них начали появляться совсем другие интересы. То есть, они захотели громко заявлять о себе.То, как меняются их герои видно по страницам. Сначала суицидники меняли фамилии на «Холод», затем как грибы, в сети размножались аккаунты Рины Поленковой, Филиппа Лиса, и других персонажей. Сейчас дети вспомнили американского стрелка, который почти 20 лет назад устроил массовый расстрел детей в своей школе. Число вдохновленных его поступком растет. И видимых препятствий этому нет. Социальная сеть, как бумага - терпит.
Анатолий Белоусов, исследователь деструктивных явлений, юрист: Опасность в том, что вся эта информация практически в открытом доступе. Ею может воспользоваться любой. Конечно грамотно воспользоваться и повлиять на подростка в настоящий момент – относительно достаточно легко. Сама природа фанатизма – есть отрицание всех идей, кроме той, которую исповедует сам фанат.Сетевой червь фанатизма пришел к детям, когда вместо нужных книг родители раздали им смартфоны. С безграничным доступом в Интернет. Теперь жизнь ребенка идет по проводам.
Артемий Ушаков, корреспондент телекомпании «Ариг Ус», исследователь групп риска в молодежной среде: Многие думают, что он молодец – на глазах у родителей, с ним все в порядке. Но родители упускают такой важный момент. Он физически-то здоров и выглядит полноценно, и, кажется, что он ведет полноценную жизнь, но при этом ребенок может быть больным на голову. И та обстановка в которой он живет, та среда, пускай она будет даже в виртуальной реальности, она так или иначе будет влиять на него.Вот и живут маленькие детки с большими тараканами. Иногда их приводят к психологу, но можно ли помочь тому, кто уверен, что живет правильно? Ведь помощь нужно хотеть принять. А принять они готовы только адреналин.
Анатолий Белоусов, исследователь деструктивных явлений, юрист: С чего все начиналось. Пренебрежение смертью. Очень в сети были популярны видео, когда подростки выкладывали, когда он идет по краю, допустим многоэтажного дома, когда он забирается на ЛЭП и, грубо говоря, отжимается, на двух пальцах держится. Было? Было. Это была такая бравада.
Алина Ширапова, психолог: Страх влечет за собой на физиологическом уровне выплескивание такое мощное заряд, выбрасывание гормона адреналин. Это же тоже совместимо с такой эффектностью. Для всего организма это такая встряска. И получить это удовольствие хочется многим людям.У взрослых жажда адреналина приводит к комплексу героя. Заставляя кидаться на малейшую угрозу. А у детей совсем другие герои для подражания. Так сложилась атмосфера. Социальные сети обещают им вечную жизнь на мертвых страницах, а уже их последователи готовятся превзойти. И противостоять им сложно.
Артемий Ушаков, корреспондент телекомпании «Ариг Ус», исследователь групп риска в молодежной среде: Нужна точно такая же массированная атака, но другой идеологии. Если этой массированной атаки не произойдет, ситуация, она в корне не изменится. Массированная атака положительными героями, которым уже захотят подражать. Картина этого героя, портрет этого героя должен просто в голове сидеть у человека.Сейчас доля положительных образов в информационном пространстве ничтожно мала. А кого из них знает ваш ребенок?
фото: pixabay.com