Популярное место отдыха стало доступнее для людей старшего возраста и туристов с детьми. Здесь есть деревянные лестницы, две смотровые площадки и скамейки.
Гора Спящий Лев, или Омулевка - и природный, и исторический памятник. Также это сакральное место для буддистов и шаманов. С горы на другой стороне трассы можно увидеть и старообрядческую святыню — каменный поклонный крест на пути следования протопопа Аваккума. Надпись на кресте гласит: «В 1657 году по реке Селенге пролегал путь Святого священномученика и исповедника протопопа Аввакума в Даурию. Благодарные потомки 2 июня 2007 года».
Здесь же, у подножия горы, в 1920 году состоялось знаменитое сражение красных партизан с белогвардейской «дикой дивизией», названной так из-за пестрого национального состава и жестокого отношения к местному населению. В историю Бурятии этот бой вошел как яркий пример народного сопротивления. Красным частям удалось закрепиться на выгодной в стратегическом плане высоте в районе Омулевки, а белогвардейцы подходили к Тарбагатаю по замерзшей Селенге. После пяти часов ожесточенного боя партизаны отправили своих представителей в Тарбагатай с обращением к местным жителям. «За несколько часов все взрослое население Тарбагатая было собрано в гигантскую колонну. Вооруженная дробовиками, топорами, вилами, пешнями, лопатами и пиками, а кто и просто жердями, тысячная толпа народа ускоренным маршем начала приближаться к Омулевке» (сборник «Борьба за Советы в Бурят-Монголии», 1940 г.). Одновременно партизаны начали заходить к белым в тыл, и «дикая дивизия», осознав численное превосходство противника, была вынуждена отступить обратно к Верхнеудинску.
Если смотреть с трассы со стороны Тарбагатая, то своими очертаниями поросшая лесом сопка напоминает спящего льва. Его голова как бы лежит на берегу Селенги, образуя высокий утес, а тело «спускается» к дороге. В прежние времена рыбаки точно знали, где будет богатый улов — омуль всегда стоял здесь в период нереста, отсюда и второе название. На бурятском названия звучат как Арсалан-хада, или Хабсагай.
Когда-то автомобили заезжали прямо на гору, пока активисты «Большой Байкальской тропы» вместе с жителями района не добились запрета и строительства каменной подпорной стенки. Долгое время на гору можно было подняться по стихийной тропе, не самой удобной для путешественников в возрасте. Теперь здесь оборудована удобная парковка, красивая входная группа, установлены информационные стенды. Сама экологическая тропа начинается от ворот и ведет вас на самую вершину. По дороге (подъем занимает около 15 минут) можно отдохнуть на скамейках и на нижней смотровой площадке.
С вершины открывается панорамный вид на Селенгу, островки и прибрежные сопки. Сосны в «гриве» Льва увешаны хадаками, хотя ламы все чаще говорят, что это вредно для деревьев. Многие оставляют монетки в камнях-чашах как подношение духам местности. Есть версия, что в древности чаши предназначались для установки сигнальных костров, однако, скорее всего, они природного происхождения.
Со стороны Селенги ниже головы Льва есть еще две смотровые площадки. Со скальников можно также любоваться видами на Селенгу и на саму Лев-гору. Однако спуск вниз небезопасен — тропы достаточно крутые и можно легко поскользнуться на гальке. А если обойти Лев-гору слева и выйти к склону со стороны Тарбагатая, то при должном внимании и воображении можно увидеть на скалах изображение сидящего Будды.
Поездка на Омулевку прекрасна небольшим расстоянием от Улан-Удэ (около 40 километров), великолепными видами и присущим Бурятии синтезом культур и верований. Кроме того, Лев-гора может быть как самостоятельным объектом для посещения, так и остановкой на пути в Тарбагатай к семейским или в Меркитскую крепость. А может быть, вы захотите отдохнуть на Лев-горе после посещения страусиной фермы.
Как видите, выбор достаточно обширный. Ну что, поехали?