Первая персональная выставка художника-керамиста Марины Налётовой «Тишина Байкала» (0+) открылась в Республиканском центре народного творчества. Она будет работать до 28 июня.
В работах Марины Налётовой прослеживается дух природы, они погружают в спокойствие и гармонию Байкала. Мастер использует природные оттенки красок, характерные для ландшафта Байкала, бурятских степей и тайги
Путь к творчеству
По образованию Марина Налетова библиотекарь-библиограф. Работала в сфере торговли, на госслужбе, но всегда хотела заниматься прикладным творчеством. Знакомство с керамикой состоялось на одном из мастер-классов. Марина окончила курсы повышения квалификации «Основы гончарного мастерства» Красноярского государственного института искусств (кафедра «Декоративная керамика»). После обучения работала в керамической мастерской Artpark pottery и в студии керамики «Домбо».
В 2022 году Марина Налётова стала победителем республиканского конкурса изделий декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов «Уран Дархан». Она представила серию керамических тарелок в номинации «Художественная керамика». В 2023 году мастер приняла участие в симпозиуме гончаров «Шабарт-АРТ», который проходил на Байкале близ села Дубинино Кабанского района в рамках национального проекта «Культура». В этом году Марина Налётова стала членом Союза художников России.
Дух и спокойствие природы
На выставке «Тишина Байкала» автор представила работы по двум направлениям: сувенирная продукция и искусство. В её работах прослеживается дух природы, они погружают в спокойствие и гармонию Байкала. Мастер использует природные оттенки красок, характерные для ландшафта Байкала, бурятских степей и тайги. Интересны вазы, цветом и фактурой имитирующие байкальский камень, отпечатки растений на предметах интерьера, традиционные для Бурятии животные на колокольчиках — медведь, заяц, белка, заяц и другие.
Каждое изделие, которое создает Марина Налётова, уникально. Взяв его в руки, можно ощутить теплоту материала, почувствовать связь с природой, с малой родиной. Вазы, магниты, подставки для благовоний, колокольчики, броши — все выполнено в едином узнаваемом стиле. Работы рождаются в собственной студии в творческом пространстве «Хэб-Хаб». Здесь также проводятся мастер-классы, на которых посетители могут получить огромное удовольствие, работая с глиной, и после обжига забрать свое изделие домой.
Медленная глина
Из глины делают посуду и предметы интерьера: ручки для мебели, керамические панно, магниты, подставки, часы, различные светильники и подсвечники
- Марина, расскажите, по какой технологии вы изготавливаете свои работы? Сколько времени это занимает?
- Все мои работы — это ручная лепка, поэтому каждый раз они получаются немного другими по форме и по размерам. Работа с глиной — это небыстрый процесс. Готовлю гончарную глину, разминаю, формирую изделие. Затем сушка и обжиг. Сушка нужна, чтобы при обжиге ваза или брошка не треснули в печи. Весь процесс занимает минимум две недели, и это для небольшого изделия. Поэтому «быстренько» изготовить что-то на заказ или сходить на мастер-класс по керамике и уйти с готовой работой не получится.
- У вас в мастерской есть печь для обжига керамики. Как она работает и сколько изделий можно обжечь за один раз?
- Я очень довольна моей печью, она довольно большая, на 70 литров, это значит, что в неё помещается пять крупных ваз одновременно, а мелкие изделия я даже не считала - очень много. Печь дорогая, тяжелая — порядка 140 килограммов, температура внутри может достигать 1260 градусов. Электричества потребляет порядочно, поэтому обжигаю партиями. Ставлю изделия в печь, контролирую процесс, потом жду, когда печь остынет, так как открывать её сразу нельзя. Фактически обжиг занимает сутки, причем их может быть два, если покрывать глазурью.
- Ваши сувениры очень практичные и простые в перевозке. Это сознательное решение или «материал диктует»?
- Сейчас люди хотят пользоваться всем, что покупают, время посуды в сервантах прошло. Что касается глины, то из нее действительно делают в основном посуду: тарелки, кружки, ложки, бокалы, а также предметы интерьера. Можно изготавливать ручки для мебели, керамические панно, магниты, подставки, часы, различные светильники и подсвечники. Очень хорошая тема — плитка для отделки кухонных фартуков, получается красиво и оригинально. Также керамическую плитку используют для инкрустации подносов и столов. Еще делают керамические изразцы для украшения печей и каминов, часто под старину, аншлаги для домов.
- Есть ли в керамике своя мода, тенденции? Есть ли город на карте России, который можно назвать «керамической меккой»?
- Много мастеров и студий керамики в Санкт-Петербурге, там постоянно проводятся выставки, мастер-классы, различные фестивали и маркеты. И, разумеется, не отстает Москва. У многих мастеров есть свои узнаваемые стили и мотивы. За модой в керамике я не слежу, стараюсь вырабатывать свой взгляд. Что касается сувенирной продукции, то все зависит от особенностей региона, местного колорита. В Бурятии востребована продукция с изображением Байкала, тайги, а также нерпы.
- Первая выставка посвящена Байкалу и Бурятии в целом. Какие места нашей республики вас особенно вдохновляют, где вы «подсматриваете» цвета, оттенки, фактуры?
- Вся Бурятия и Байкал очень красивые. В Меркитской крепости встречаются камни с очень интересной фактурой, с узорами из лишайников. В творчестве я использую природные материалы: собираю веточки растений, если это осенью - замачиваю в глицерине, чтобы они сохранили мягкость и не рассыпались, и делаю отпечатки на глине. Из поездок на Байкал привожу сплавную древесину, или дрифт-вуд - она подходят для панно. Одно из них можно увидеть на выставке.
- Вы - внучка известного в Бурятии писателя Михаила Жигжитова, автора романа-трилогии «Подлеморье». Он оставил удивительные по красоте и подробностям описания Байкала, тайги, охотников и рыболовов. Чувствуете ли связь с творчеством своего дедушки и как она проявляется?
- Я хорошо помню дедушку, он был потрясающий рассказчик, много рассказывал о прежних временах, об истории Бурятии. Причем сюжеты у него были такими занимательными, что порой не разберешься, где кончается правда и начинается вымысел. Своего рода полусказки, полулегенды. Не мыслил себя без Байкала, хотя родился в Кяхтинском районе, для него это было священное море со своим крутым нравом. Излазил всю тайгу вокруг, гольцы. В одном из дневников писал, что, сидя дома, начинает болеть, а выздоравливает на охоте. Вдохновение от природы - это то, что объединяет нас в творчестве.
Кроме того, мы оба пришли к творческой деятельности уже в зрелом возрасте. Когда опубликовали первый рассказ дедушки, ему было 45 лет. Еще мы оба практики: он был учителем и профессиональным охотником, а я создаю керамику и веду мастер-классы.
- Спасибо за беседу!
Фото автора и из личного архива Марины Налётовой