В честь 80-й годовщины Великой Победы газета «Традиция» начинает серию публикаций о жителях Бурятии — участниках войны и тружениках тыла. Рассказать о своем родном герое, поделиться воспоминаниями и фотографиями, которые бережно хранятся в семье, может каждый житель Бурятии. Редакция ждёт ваших писем, все истории будут опубликованы.
Строил «дорогу жизни»
О фронтовике Трофиме Васильевиче Коношонкине рассказывает его внучка, депутат Народного Хурала 6-го созыва, директор средней школы № 5 в городе Токмак Запорожской области Оксана Бухольцева.
- Наша семья бережно хранит воспоминания о наших дедах, которых, без всяких сомнений, можно назвать героями. Если рассказывать о каждом, получится целая книга. Поэтому поведаю пока о своем деде Трофиме Васильевиче.
Когда началась война, ему было 26 лет. На фронт попал в инженерно-строительный батальон, дома остались четверо малолетних детей. В августе 1941 мой дед воевал на Волховском фронте, в январе-апреле 1942 года войска фронта вели тяжелые бои на Любанском направлении. Батальон, в котором служил Трофим Васильевич, занимался строительством и ремонтом переправ. «Зачастую по грудь в ледяной воде наводишь переправы, только вроде бы техника пошла, налетают самолеты и бомбят, бомбят - приходится все делать заново, - вспоминал он. - Сколько раз просился, чтобы перевели на фронт, но каждый раз получал резкое «нет». А гибло нас не меньше, чем в окопах от бомб и снарядов».
В 1942 году батальон перевели на Ленинградский фронт. Два года мой дед строил «дорогу жизни» через Ладогу, по которой осуществлялась поставка грузов для осажденного Ленинграда. Те же бомбёжки, артобстрелы, постоянная сырость, голод, тяжёлый физический труд, ответственность за свою работу. «Мы понимали, что дорога очень нужна, и это заглушало все невзгоды, - рассказывал Трофим Васильевич. - Особенно когда мимо нас по нашей «дороге жизни» везли детей из блокадного Ленинграда. Когда я их увидел первый раз, голодных и обессиленных, у меня сжалось всё в груди, и слёзы сами по себе бежали по щекам. Я представлял, что мои ребятишки, наверное, тоже голодные и такие же худющие».
Когда была прорвана блокада Ленинграда, мой дед рядовой Трофим Коношонкин со своим батальоном двинулись на запад, можно сказать, впереди наступающих войск, так как опять необходимо было наводить все взорванные переправы. Дед рассказывал, что мост через реку длиной 30 метров они построили за одни сутки. И через эти мосты сразу шли танки. Дед дошёл до Польши, последнюю переправу наводил через реку Вислу.
День Победы Трофим Васильевич встречал в госпитале с воспалением лёгких, после выписки думал, что поедет домой. Но нет, пришлось еще или ремонтировать, или строить заново разрушенные войной переправы и мосты. Домой он вернулся только в 1947 году, где его встречала семья, все детишки были живы и здоровы.
Все время поражаюсь закалке этого удивительного поколения. Ведь жизнь не давала им ни компромиссов, ни передышки. Вернувшись домой, дед сразу взялся за работу. Трудился в леспромхозе, рубил дома, гнал дёготь и смолу, за счет охоты закупал на год для семьи муку, сахар, одежду для детей. Срубил большой новый дом для семьи, помог построиться и своим родственникам. Вместе со своей женой Анастасией Ефимовной они вырастили и воспитали девятерых детей. Мой дед награждён орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны, медалями «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги», «За отвагу», «За Победу над Германией». Все эти награды – бесценные реликвии нашей семьи.
Дошёл до Берлина на танке
О механике-водителе легендарного танка Т-34 Георгии Ивановиче Гуслякове рассказывает его племянница, председатель регионального общественного фонда «Общество без барьеров» Галина Горбатых.
- Георгий Иванович Гусляков – ветеран Великой Отечественной войны, старший сержант в отставке. Несмотря на то, что его за годы войны дважды представляли к званию Героя СССР, только в 1994 году ему было вручена звезда Героя России.
За свой боевой путь дядя сменил 12 танков, которые подрывались, горели, а он терял своих членов экипажа. Но, как считал он, его всегда спасало благословение матери и подаренная ею иконка. И это так и есть - однажды иконка спасла его от пули, направленной прямо в сердце, так как находилась в нагрудном кармане. Конечно, не обошлось без ранений, и одно из таких в 1942 году заставило провести почти полгода в госпитале и навсегда оставило след в виде осколка в ноге.
Георгий Иванович, как и многие участники, не любил воспоминания о войне. И очень редко можно было услышать его рассказы, порой неожиданные, но всегда человеческие. И самое большое воспоминание - когда 23 апреля, незадолго до Победы, он вместе со своим экипажем одним из первых ворвался на окраину Берлина.
Когда закончилась война, ему было всего 22 года. «Я видел много героических подвигов на полях сражений. Мы воевали не за награды, а за свободу своей Отчизны», - говорил Георгий Иванович. Долгое время его односельчане не знали о его подвигах и были очень удивлены, когда в день празднования 40-летия со Дня Победы увидели на его груди многочисленные награды. И это только потому, что было распоряжение райкома партии явиться на празднование со всеми наградами. А это ордена Славы II и III степеней, три ордена Отечественной войны II степени, ордена Красного Знамени и Красной Звезды, медали «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».
Он был великолепным семьянином. У него были особые, трепетные отношения со всеми родственниками. Его водительское мастерство чувствовалось во время многочисленных поездок в лес за ягодами, грибами и орехами. Он филигранно маневрировал на своем уазике по берегам оврагов, по крутым склонам и лесному бездорожью — там, где, казалось, проехать просто невозможно. Во всем проявлялись его бойцовские качества, он был примером для всех нас, и мы многому у него учились. Самодисциплине прежде всего, трудолюбию, отзывчивости и стремлению помочь каждому, сохранению семейных ценностей, саморазвитию, уважению ко всем без исключения.
Рассказ о своём родном герое и фотографии можно направить на почту газеты «Традиция» [email protected] или прислать по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Каландаришвили, 23, оф. 31