Небесные врата распахнули шаманы Бурятии. Этот обряд традиционно проводят весной, когда реки освобождаются ото льда, листья вырастают до размера пятирублёвой монеты, и начинает петь кукушка. Шаманы верят — в этот момент природа и духи пробуждаются от зимнего сна.
На духовной встрече с предками в центре «Тэнгэри» десятки верующих и почти полсотни шаманов. Молитвы возносят онгонам — духам рода. Ждут и главных гостей.
Благословить всех живущих на землю нисходят Верховные божества - Буха Ноён Баабай и Бурхан Сагаан Гарбал — белый старец. В молебнах его называют «созидающий из разрушенного, соединяющий разорванное, исцеляющий раздробленное». За помощью к нему приходят в болезни, разладе в отношениях и делах и потерянной связи с родом.
Бaиp Цыpeндopжиeв, вepxoвный шaмaн цeнтpa «Tэнгэpи»: Любой молебен имеет колоссально направленную силу на благополучие, на удачу, на исправление каких-то ошибок. То есть это гармонизация человека, вот именно пространства и времени.
Во время молебна оживляют и девять великих священных символов. Среди них сулдэ Чингисхана - трезубец подарили Бурятии шаманы из Внутренней Монголии. Его окропили молоком кобылицы.
Бaиp Цыpeндopжиeв, вepxoвный шaмaн цeнтpa «Tэнгэpи»: Сулдэ - это судьба. Судьба имеет большое значение для любых сущностей. Всё, даже духовные, мы говорим, боги, божества, имеют своё начало и имеют свой конец. Промежуток между ними мы назовем судьбой. Сущность, которая живет, она должна стать мудрой, умной, и, скажем, поделиться, гармонизироваться со всеми окружающими.
Весенний тайлаган открывает пору духовных дел. За лето нужно успеть помолиться, съездить на малую родину - восполнить энергию и попросить благополучия для нынешних и будущих поколений. Впереди у шаманов большой летний тайлаган и обряд закрытия небесных врат — его проведут с первым снегом в октябре.