Интервью подростков, подозреваемых в диверсии, показывают в школах Бурятии Проект Ариг Ус обязателен к просмотру. Ещё осенью юноши жили обычной жизнью, но после опасных сообщений в сети они в ожидании приговора. Какие выводы делают школьники после просмотра?

Общество 23 декабря 2025, 21:50 18129

Школьников и студентов Бурятии призывают не повторять печальных ошибок сверстников. В образовательных учреждениях по всей республики организовали показ специального репортажа Союны Бухаевой. Она побывала в СИЗО, где взяла интервью у подростков, подозреваемых в диверсиях. Как реагируют на их истории юные зрители?

Почему ребята пошли на это? Первое, может быть, всем покажется, что они пошли ради денег. Может быть, это проблема в воспитании? Может, это проблема в том, как у нас построена система? И каждый, наверное, сам ответит на этот вопрос после просмотра.

Трое фигурантов находятся под следствием уже почти два месяца. Их задержали по подозрению в повреждении вышек сотовой связи. Один устроил поджог по заказу из мессенджера в районе республики, двое других в Улан-Удэ. Старший друг, как утверждает следствие, подговорил младшего на сделку за деньги, теперь оба ожидают суда.

Предложения о «подработке» активно рассылают в мессенджерах. После выполнения задания неизвестные требуют фото- или видеоотчёт. Именно эти кадры заказчики могут использовать против подростков, провоцируя ребят на новые более опасные преступления.

Перед рассылкой интервью по школам министерство образования республики проверило материал на информационность, в том числе отсматривали репортаж и психологи. Эксперты дали согласие на распространение. Показы проходят во внеурочное время среди школьников с 5 по 11 классы и среди студентов ссузов Бурятии.

Бургэд Намжилон, заместитель директора средней общеобразовательной школы №59: У нас в школе более двух тысяч детей, и эта работа у нас проводится планово, проводятся классные часы. Мы показываем и будем показывать в течение недели этот репортаж, «Расплата за диверсию».

- Какие выводы вы сделали?

Никита Вишняков, ученик средней общеобразовательной школы № 56: Самое главное - таким людям вообще ничего не писать, не вести с ними диалог.

Арина Бугоенко, ученица средней общеобразовательной школы № 56: Было очень тяжело смотреть, мне их очень жалко. Кажется, очень перспективные парни, добрые, хорошие.

Никита Кобылкин, ученик средней общеобразовательной школы № 56: Закономерно, что за измену Родине их, соответственно, посадят. 10 лет, я считаю, это обычный срок.

Ирина Бушлаева, ученица средней общеобразовательной школы № 56: Когда подожгли Крокус, это дошло и до Улан-Удэ и всем подросткам писали, что подожгите такую-то школу. Все об этом знают. Эти парни, скорее, думали, что будут безнаказанны.

Статья за диверсию одна из самых строгих в Уголовном кодексе России. Максимальный срок за преступление - 20 лет лишения свободы.

Валерий Поздняков, министр образования и науки Республики Бурятия: Ребят очень часто заманивают вроде бы как небольшими шалостями. Сфотографируйте мне, где находится охранник, сфотографируйте мне здание ТЭЦ - вроде бы совершенно безобидное действие. Но это действие, которое может повлечь за собой иной акт, то есть, прежде всего, террористический акт.

Подобные случаи прошлись волной по всей стране. В Алтайском крае на дело пошли двое несовершеннолетних, в Новосибирске фигурантами уголовного дела стали сразу 8 подростков. В Липецкой области задержали четверых за попытку диверсии на магистральном нефтепроводе. Все подозреваемые от 14 до 18 лет.

18 января