«В прошлой жизни я жила в 19 веке» Как подружиться с лошадью, удобно ли ездить в дамском седле и что такое ипповенция, рассказывает фотограф, создательница конного клуба в селе Ильинке Прибайкальского района и многодетная мама Мария Кочергина.

Общество 27 декабря 2025, 12:14 1138
«В прошлой жизни я жила в 19 веке»

«В семь лет села верхом с изгороди»

Всё началось в детстве, с папы. Мы тогда жили в Заиграевском районе, держали подсобное хозяйство. Когда мне было лет семь, папа дал узду и сказал: «Кони на поле, надо привести кобылу домой. Иди и лови». Я пошла, надела лошади уздечку, сняла путы, с изгороди села верхом. Так всё и началось.

Моей первой лошадью была Милка — наша кормилица. Папа всё на ней делал, а я за ними хвостиком: и в лес за дровами, и за сеном на покос, и коров пасти. Когда папы не стало, вся ответственность и весь уход за лошадьми легли на мои плечи. Замуж вышла — мама мне отдала моих лошадей. Изначально мне просто хотелось всей семьёй выезжать на конные прогулки в лес. Чтобы не брать к себе в седло ребенка, а каждый сел на свою лошадь и поехали все вместе.

С первым мужем мы развелись спустя 12 лет брака. Это был сильный стресс, и я спасалась работой с лошадьми. Мой конный клуб тогда только начинал своё существование. Я давала уроки верховой езды и проводила первые конные прогулки. Спустя время познакомилась со своим вторым мужем Александром. Он перевёз меня, детей и двух лошадей в Прибайкальский район.

Четверо детей и три лошади

Сейчас у меня три лошади, и все «девчонки»: Забава и её дочки Ночка и Варвара. Забаву я пять лет назад купила в Свято-Троицком Селенгинском монастыре. Чуть позже расскажу, как это было. Это удивительная лошадь, которая целиком и полностью соответствует своему имени. Ночка и Варвара — это две противоположности. Ночка - спокойная, а Варя —  озорная и немного бестолковая, но это потому, что она пока еще маленькая.

Когда Варваре были сутки от роду, её сильно порвали собаки. Раны затягивались два месяца. Ветеринарных врачей у нас не хватает, поэтому я сама её зашивала, ставила антибиотики. Остался шрам, но это мелочи, главное, что лошадь живая и здоровая.

Детей у меня четверо. Старшему сыну 17. Он не горит желанием заниматься лошадьми, но всё же зимой помогает чистить за ними, выкатывать рулоны с сеном во двор. В остальное время помогают дочки, которым 15 и 9 лет. Они и прокатятся, и помогут. Самой младшей 4 года, она тоже ездит верхом, но больше любит разъезжать в конных санях.

Встреча с Забавой

Мы искали коваля, и нам сказали, что в монастыре есть кузня и там можно подковать лошадь. Оказалось, что есть не только кузня, но и лошадь, и она продается. Я решила посмотреть, что это за лошадь, тем более что раньше я её уже слышала — она каждый день с моим жеребцом «переговоры» вела. Мы тогда жили в Троицке, через дорогу от монастыря. Выходишь во двор, а жеребец бегает по огороду и ржёт как умалишённый.

Пришла к отцу Алексею, спросила про лошадь. Он говорит: «Отстоишь службу, а после всё покажу». Ничего не поделаешь, стоим службу, вышли из храма подышать. Смотрю, в воротах со стороны берега Селенги красивый хвост мелькнул. Полчаса я стояла на улице, караулила лошадь. А когда она вошла в ворота, я поняла — моя! Она не прошла, а проплыла мимо, а я за ней. Помню, она еще оборачивалась, как будто проверяла, иду я за ней следом или нет.

И вот уже пять лет она моя, Забава. Чудная - то на веранду зайдёт, то заборы переломает, то у собак корм на зуб попробует. Такая любимая и неповторимая.

Всадница в корсете и платье

Честно признаться, я давно «фанатею» от исторических костюмов 19 века. Картина Карла Брюлова «Всадница» не давала мне покоя с детских лет.  Впервые увидела репродукцию у соседей, могла часами любоваться. Наверное, в прошлой жизни я жила в 19 веке. Когда с папой коров пасли, в кавалерийском седле садилась боком, представляя, что я в дамском седле.

Обожаю корсеты, цилиндры, пышные юбки, причем корсеты и юбки шью сама. Это так красиво, элегантно. Чтобы научиться шить корсеты, прошла курс по пошиву нижнего белья, сейчас оканчиваю курс по пошиву домашней одежды: пижам, комбинаций, халатиков. На заказ не шью, только для себя и семьи, дочке платья в садик. Но ведь никогда не знаешь, как жизнь повернётся и что пригодится.

В прошлом году, 30 декабря, мне пришла моя долгожданная посылка - дамское седло. Немедленно заседлала Забаву. Дочка первая прокатилась, сразу же рысью. Потом я сама села. Ощущения такие, как будто всю жизнь ездила в дамском седле! После, конечно, пришлось вносить корректировки: путлище (ремень для подвески стремян) полностью заменили на новое, пробовали разные стремена.

Конечно, я сразу начала организовывать первую фотосессию. Костюмы купили в Москве, долго их ждали, фотографы уже были наготове, стилист тоже. Съемку проводили в Гурульбе, в конном хозяйстве «Серьга» у Натальи Чернавской. В итоге все сложилось наилучшим образом. 

Сейчас осваиваю профессию гида-проводника, планирую проводить именно конные прогулки. В окрестностях Ильинки самые любимые места — Иоаннова гора, лес, берег Селенги за санаторием «Родничок». За больницей очень красивые места. В Ильинке, куда ни посмотри, везде красиво, только местные уже не замечают. Один раз делала фотосессию с лошадью в песчаном карьере, односельчане до сих пор под впечатлением.

Как подружиться с лошадью

Прежде всего постараться не бояться - лошади чувствуют страх. Также они проверяют, кто кем управляет - всадник лошадью или лошадь всадником. Так чаще всего делает Забава. Если ей пару раз позволили по пути прищипнуть травы, то всё - Забава «рулит». Поэтому всем своим гостям я так и говорю — не позволяйте лошади опустить голову. Ну и по технике безопасности каждому выдаём шлем.

Лошади по природе своей очень пугливые животные. Может 500 раз мимо пройти, а на 501 раз увидит лежащий пакет или какое-нибудь колесо в кустах, испугается и понесёт. У нас чаще всего суету наводит Варвара, Ночка подхватывает, а вот Забава на такое редко реагирует. Но потом дома, как глава семьи, раздаст всем остальным «бонусы» за то, что на прогулке что-то пошло не так.

Чем полезна ипповенция

Общение с лошадью лечит.  При этом необязательно ездить верхом, есть и другие способы. Терапевтическое взаимодействие с лошадьми называется ипповенцией.

С лошадкой можно и нужно гулять. Как с собачкой на поводке. Пасти ее в поле, попутно созерцая изумрудную траву, лазуритовое небо, назойливых мух, комаров, слепней и прочую живность. Понять, что ты не одинок в этом мире. И все это зачем-то и кому-то нужно.

Лошадку можно и нужно кормить. Причем кормить часто, потому что взрослые лошади в природе едят до 23 часов в сутки! Все время что-то жуют. И это нормальное состояние для травоядных.

Лошадку можно и нужно чистить. Чистка — прекрасный повод наладить отношения между человеком и лошадью. В табуне лошади, которые дружат между собой, чешут друг другу шею и холку зубами. Это означает: «я полностью тебе доверяю и принимаю как друга».

Лошадку можно и нужно мыть. Не все лошади любят купаться, но большинство инстинктивно лезет в воду (или грязную лужу), спасаясь от кровососущих насекомых. Так что вода для них — особый вид расслабления. А уж как приятно поплавать вдвоем!

С лошадкой можно и нужно заниматься с земли. Серьезно, вовсе не обязательно карабкаться на нее верхом и трястись в седле. Сейчас существует куча эффективных техник так называемого взаимодействия с лошадью «в руках». Например, бабушка семидесяти-восьмидесяти лет вряд ли сможет постичь азы верховой езды в столь почтенном возрасте, а вот с земли позанимается весьма охотно. Хотя бы просто поводит лошадь! Тридцать минут совместной ходьбы — залог хорошего сна, аппетита и жизни без повышенного давления. Ну их, эти бездушные палки для скандинавской ходьбы, живая лошадь лучше! А сколько возможностей для инвалидов-колясочников! Погонять лошадь на корде сидя в коляске. Проехать не верхом, а прицепом, как в упряжке. Круто, правда?

Беседовала Надежда Вторушина

Фото предоставлено героиней публикации

27 декабря