Ровно три года назад вся Бурятия с замиранием сердца следила за судьбой своего маленького земляка Аюра. Годовалый малыш нуждался в срочной операции: трансплантации печени. Донором могла бы стать мама ребенка, но она дважды отказалась от него: сначала в роддоме, а затем, когда потребовалась операция. К счастью, московские врачи смогли найти донорский орган для Аюра и буквально спасли мальчику жизнь. После лечения кроху перевели в детский дом Санкт-Петербурга. Но, признавались доктора, ребенку после такой тяжелой операции не место в казенном учреждении: ему нужна постоянная реабилитация, а самое главное, любящая и заботливая семья. И она нашлась, причем не в родной Бурятии, а в далекой Москве. Мамой и папой для бурятского мальчика стала русская семья Бурдиных. Супруги не просто забрали в дом Аюра, но и дали ему свою фамилию. 26 мая подросший малыш отметил четырёхлетие, а его НАСТОЯЩАЯ мама через три дня встретила свой 43-й день рождения. Наш корреспондент поздравил семью и в режиме онлайн поговорил с Натальей Бурдиной об успехах и сегодняшней жизни Аюрчика.
Корр.: Аюру недавно исполнилось четыре годика, что он умеет, чем интересуется и что любит?
- Аюр впервые в жизни понял, что такое праздновать день рождения. Ему понравилось задувать свечи, получать подарки. В этом году мы подарили ему беговел (беспедальный велосипед, совмещает в себе черты велосипеда и самоката), пистолет, много машинок и книг. Как раз все, что он любит. Аюр очень активный! У него уже есть много «транспортных средств» - самокат, маленький трехколесный велосипед и вот теперь беговел. Сейчас летом все свободное время мы проводим на улице, его невозможно удержать дома. Машинки – особое увлечение Аюра. Мне кажется, у него их штук сто! Он много времени проводит, моделируя игрушечное «дорожное движение». Все машинки Аюр знает по цветам и назначению — вообще это хороший материал для обучения – в игре все усваивается очень быстро! Учиться Аюр очень любит, он с удовольствием «читает» со взрослыми книги. У него есть несколько любимых, которые он истрепал окончательно, но расстаться с ними пока не готов. Он знает некоторые буквы, на пальчиках показывает цифры, знает основные цвета. Мультики, как и любой ребенок, Аюр с удовольствием смотрит! Самые любимые — про машинки и роботов-трансформеров. Все мамы знают, как дети «прилипают» к экранам, и нам тоже приходится ограничивать его в этом занятии.
Аюру сегодня 4 года!!! Вообще глядя на его успехи, трудно поверить, что он так тяжело болел, что четверть своей жизни буквально сражался со смертью. Он боец, наш Аюрчик! - Недавно я читала ваш пост в Фейсбуке о том, какую жуткую характеристику дали в садике малышу для перевода в логопедическую группу и что вы в порыве эмоций порвали ее в клочья. Что произошло? - Сейчас Аюр практически не разговаривает – он общается с нами с помощью системы жестов и коротких слов собственного изобретения, причем щебечет без перерыва. Мы его понимаем, и он не очень торопится начинать говорить. Для принятия решения о зачислении в логопедическую группу необходимо пройти комиссию. Наш детский сад подготовил Аюру характеристику, в которой он был представлен критически отстающим в развитии. Да, эта ситуация меня очень рассердила. Мне показалось, что это несправедливо по отношению к Аюру, неуважение даже. Я вообще человек эмоциональный! На следующий день я пошла к администрации с просьбой составить новый документ, который объективно отражает ситуацию. Мне выдали новую характеристику, и сейчас мы находимся в процессе оформления документов. Но я все же считаю, никакой паники быть не должно, Аюр — особенный ребенок, его нельзя «измерять стандартами». Да и вообще идея «уравниловки» развития, ориентирования по шкале, нормам мне категорически не нравится. У каждого ребенка свой индивидуальный путь, нужно слушать его желания, не должно быть никакого давления и тем более насилия. Я вижу, как Аюр развивается – каждый день он выдает что-то новое, он очень старается. Очевидно, что он готов заниматься с логопедом. Совсем скоро мы начнем занятия.
- Как сегодня реагируют люди, когда видят вас с ребенком азиатом? - Сегодня азиатом в Москве никого не удивишь, это многонациональный мегаполис. Скорее, вызывает интерес, почему у славянки мамы ребенок азиат. Каждый день меня об этом спрашивают – водители такси, кассиры в магазинах, просто прохожие. Чаще всего я коротко отвечаю: «На папу похож». Иногда кратко рассказываю историю Аюра – я вообще хотела бы, чтобы о ней знало как можно больше людей, для того чтобы сирот перестали бояться, брали в семьи. Даже если они инвалиды, даже если они на вас не похожи, даже если вы боитесь их «генетического происхождения». Сегодня наша история воспринимается эмоционально – это либо восхищение, либо непонимание. Я хотела бы, чтобы наш с Аюром пример был нормой, чтобы это был естественный порядок вещей – усыновить ребенка-сироту. Не думаю, что у Аюра могут быть проблемы национального характера здесь, в Москве. Ожидаю, что могут быть сложности периода осознания Аюром своего отличия, понимания своей истории, этнической принадлежности. К этим вопросам нужно быть готовыми, но у нас пока есть запас времени, и школа приемных родителей дала много полезных знаний для ощущения уверенности в таких сложных вопросах. Главный тезис – каждый человек должен знать свои корни, свою историю, историю своего народа. Так сложилось, что я общаюсь с большим количеством бурят, и, как только Аюр подрастет, планирую интеграцию его в сообщество – пусть учит язык, узнает свои корни, историю. Уже сейчас он с удовольствием слушает бурятские песни и особенно любит видео, где дети танцуют ёхор.
- Как здоровье сейчас у Аюра, есть ли какие-то проблемы?
- Примерно раз в два месяца мы проходим контрольное обследование в институте Трансплантологии им. Шумакова. Врачи считают, что поводов для беспокойства нет – функционирование трансплантата стабильно. Аюр принимает препараты, снижающие иммунитет – эта терапия назначена ему пожизненно. Мы должны постоянно следить как за точностью приема препарата – временем и дозировкой, но еще и за уровнем необходимой концентрации, регулярно сдавая кровь на анализ. В целом Аюр чувствует себя хорошо, он крепкий парень и редко болеет, посещая садик. У нас были трудности с получением препарата – нас всех перевели на заменители, дженерики, что весьма опасно - пришлось даже писать жалобы, искать защиты в надзирающих органах. В итоге с помощью врачей добились выдачи оригинальных препаратов. Пока шла переписка и разбирательство, я покупала таблетки сама, отказавшись от бесплатных заменителей. Этот период длился около двух лет.
- Знаю, что вы активно помогаете благотворительному фонду и сами горите идеей создать собственную организацию, которая помогала бы больным детям…
- Сейчас мы помогаем фонду «Дети наши», который занимается вопросами сиротства. Я планирую организовать благотворительный фонд, который будет заниматься исключительно вопросами сиротства – профилактикой, адаптацией, оказанием помощи беременным женщинам, оказавшимся в трудной ситуации. Фонд будет называться, конечно, «Аюр». У меня есть большое количество энергии, желание помогать, делать что-то полезное. Фонд даст мне возможность направить эту энергию в нужное русло. Сегодня, в наши дни рождения (у нас с Аюром разница в четыре дня), мы открыли сбор пожертвований в счет фонда «Дети наши», который занимается сиротством. Спасибо всем неравнодушным, кто поддержал нас.
- Немного о вас. Листая вашу ленту в соцсетях, невозможно понять, как вам удается совмещать тысячу дел одновременно: вы часто лежите с Аюром в больницах, но при этом постоянно участвуете в каких-то проектах, занимаетесь спортом, встречаетесь с людьми. Как вам удается так распоряжаться своим временем и при этом выглядеть на все 100%?
- Однажды я очень круто заболела. Это было в 2005 году, и прогнозы были самые неутешительные. Но моя воля, стремление к жизни и нежелание уступить болезни позволили мне все же выйти из стационара с победой. После этого периода моей жизни я бегу на повышенной скорости – я помню, как звучит приговор и как страшно жить год в состоянии неизвестности – было время подумать. Поверьте, начинаешь ценить каждую минуту.
В более прикладном и менее патетическом смысле — есть несколько простых секретов. Я рано встаю. Лучше в обед сделать остановку и прилечь на полчасика, хотя бы просто прикрыть глаза, вторая половина дня пройдет очень эффективно. Еще хороший инструмент — приложение, которое фиксирует все мои задачи. Очень удобно, что есть голосовой ввод – я могу на ходу надиктовать, что нужно сделать. Рекомендую также поставить приложение для «тренировки мозга» – ежедневно нужно выполнять короткие упражнения на тренировку памяти, внимательности, устных вычислений, скорости. Нужно найти всего 10 минут в день и системно, без перерывов, заниматься. Спустя два года вы почувствуете огромный прогресс! Именно так было у меня. Ну и еще важно разделять все дела по срочности и важности по известной системе Эйзенхауэра. Но я, честно сказать, не занимаюсь писаниной, я просто держу в голове принцип: планируй дела так, чтобы решались не только повседневные рутинные вопросы, но и какие-то важные, системообразующие. Еще нужно не забывать о помощниках – иногда нужно находить помощников и передавать им часть обязанностей, чтобы не вскипеть.
Что касается «молодости и красоты» (за комплименты благодарю!), это огромная благодарность родителям. Я совершенно ничего не делаю для поддержания формы, не хожу в фитнес-клубы, не ограничиваю себя в еде. Пока мне все это сходит с рук. Последние десять лет я занимаюсь в том числе и консультированием по имиджу, поэтому поддерживать заданную «картинку» я умею и делаю это легко и с небольшими затратами. Главный секрет – спокойствие и равновесие души. Сейчас у меня очень наполненный эмоционально период, каждое утро я просыпаюсь счастливой, чувствую любовь и поддержку, как близких людей, так и тех, с кем мы знакомы только по соцсетям. Каждый день наполнен радостью и счастьем!