Вернуть проверки общепита предложили в Госдуме. Поводом стали регулярные отравления в заведениях или через службы доставки. Напомним, мораторий для бизнеса действует в России с марта 2022 года и продлен до конца этого. Так надо ли «душить» бизнес? Как контролировать без ущерба для экономики? Мы собрали мнения сторон, а заодно посетили несколько заведений города. Удалось ли найти нарушения и как с ними бороться?
- «В Москве более 120 человек отравились салатами».
- «Петербургский суд временно закрыл два кафе после массового отравления детей».
- «82 человека обратились за медпомощью после заказа суши и роллов в Гycинoозepcкe».
И это только малая часть кричащих заголовков года. В Госдуме уверены, что всему виной слишком нежное отношение к бизнесу, проверки сократили уже 2,5 года назад. Мы решили проверить, как живется общепиту без визитов надзорных органов.
Мораторий касается: проверки МЧС, Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Роструда.
Мораторий не действует: на прокурорский надзор и налоговые камеральные проверки.
- Скажите, пожалуйста, что там делает мужчина без формы?
- Сейчас он сделает и уйдет.
- А почему у вас ногти нарощенные?
- Гель-лак.
- Можете приоткрыть нам завесу тайны?
- С другой стороны могу открыть.
Конечно, на кухню нас никто не обязан и не имеет права впускать, но нам хватило и нескольких минут в каждом заведении.
- Вы повар?
- Да.
- А почему вы без формы?
- Фартук там, на рабочем месте.
- А вы яйца обрабатываете? Моете?
- Да, в холодной воде ополаскиваем и всё, варим.
Украшения, неприбранные волосы и накладные ногти - одни из главных нарушений в сфере общепита. Без часов, серёг и колец должны быть все, кто контактирует с продуктами.
Ещё одна проблема - медосмотр, часто он фиктивный. Благо с сентября ввели электронные медкнижки, теперь все данные будут в общей базе и подделать справки станет сложнее.
А вот маркировку и хранение так просто не отследить. Не подписывают сырье и дату, режут одним ножом сырое и готовое, а затем хранят рядом. Ну, и не всегда на продукцию есть необходимые документы.
Юлия Хандажапова, эксперт пищевой безопасности: Эта идея моратория несет какие-то благие намерения, чтобы дать бизнесу зеленый свет, дать возможность развиться и так далее. Только другой вопрос, что, к сожалению, некоторые понимают это превратно, что это какое-то добро на вседозволенность. На самом деле, нет. Имеется в виду, чтобы дать возможность бизнесу спокойно в своем темпе привести и в принципе соответствовать всем требованиям.
Поддержка бизнеса не в ущерб потребителям - главная цель моратория. Это доказывают и слова генпрокурора страны. Отравлений, пожаров и ЧП без проверок больше не стало, но при этом удалось сохранить деньги и нервы бизнесу. Наказания все чаще заменяют профилактикой.
Тумур Дондуков, председатель гильдии рестораторов г. Улан-Удэ: Я не думаю, что большинство из тех, кто работает сейчас в сфере общепита, именно сознательно хотят нарушить или что-то сделать такое. Я думаю, что многое идет от незнания. Поэтому, если это будет в режиме профилактики, в режиме диалога, тогда это будет намного проще и эффективнее.
Не давить на бизнес совсем не получится, по жалобам проверки проводят. Так, с начала моратория в Роспотребнадзор Бурятии обратились больше 200 раз, и жалуются в основном на общепит. Именно поэтому в планах сохранить проверки, но выборочно.
Чингис Матхеев, упoлнoмoчeнный пo зaщитe пpaв пpeдпpинимaтeлeй в Pecпубликe Буpятия: В целом, по решению президента, мораторий на проведение проверок с 2025 года заканчивается. Но это говорит не о том, что теперь у нас пойдут массовые проверки. Как продолжение этого эффективного курса, то есть переход полностью на риск-ориентированный подход. Это означает, что те сферы бизнеса, которые не представляют угрозу жизни и здоровью человека могут практически не проверяться, а те сферы бизнеса, которые могут принести угрозу жизни и здоровью человека, они, безусловно, должны проверяться.
- На каждом углу их куча, валом стало. Не знаем, чем питаемся, но все равно ходим.
- Чтобы была везде чистота, мы же за это деньги платим.
Юлия Хандажапова, эксперт пищевой безопасности: Вопрос не в том, чтобы отменить или продлить мораторий. Вопрос здесь в осознанности: в осознанном ведении бизнеса, в желании делать свой бизнес лучше и изготавливать безопасную продукцию.