Популяцию царь-рыбы пополнили в Бурятии. Несколько тысяч мальков осетра выпустили в Селенгу на минувших выходных. Поддержать исчезающий вид байкальского эндемика вызвались специалисты одного из федеральных фондов.
К тому, что произойдет буквально за пару мгновений, готовились 3 месяца. Этим малькам байкальской царь-рыбы почти 70 дней, сегодня во взрослую жизнь выпустят 20 тысяч таких малышей. В этом году это решили сделать в Кабанском районе в селе Дубинино.
Каждый выпуск мальков осетра - историческое событие. Ровно 35 лет назад байкальский эндемик пополнил Красную книгу. С тех пор медленно но верно специалисты восстанавливают популяцию древнейшей рыбы озера.
Малек осетра весит почти 5 граммов. Поверьте, через 15-20 лет мы с вами их совсем не узнаем, потому что к тому моменту они достигнут полной зрелости и в длину будут почти 1,5 метра. Но это в далеком прекрасном будущем, а пока они даже не знают, какая жизнь их ждет.
Осётр в среднем живет, как и человек, около 80 лет, если, конечно, не попадётся браконьерам. Последний случай зафиксировали 2 года назад - мужчина поймал 6 взрослых осетров на миллион рублей. Вылавливать их запретили в далеком 1945. Законно это могут делать только рыбоводы по программе воспроизводства эндемика.
Сергей Чащин, ихтиолог 1 категории байкальского филиала «Главрыбвод»: Это было в 2010 году. Два метра ровно, 73 килограмма, самка. Ей было примерно 60 лет, родилась при Сталине. Каждый год ловлю по 45-60 килограмм. Мы ставим чип, перевозим в Селенгинский экспериментальный рыбзавод, получаем икру на следующий день с нее и потом всей комиссией выпускаем обратно.
Каждый год в реки отпускают по миллиону мальков. На помощь рыбоводам пришли специалисты федерального фонда «Экология» и «Россельхозбанка». К этому дню готовились больше года. На выращивание малышей и их выпуск во взрослую жизнь собрали около 3 миллионов рублей.
Оксана Сахьянова, директор Бурятского филиала Россельхозбанка: Мы очень хотим добиться улучшения экологического разнообразия озера. Помочь нашему озеру всегда быть таким же богатым, живым, каким оно было всегда.
- Я видела, как вы лично из руки выпускали малька. Какие ощущения?
- Это чудо, это волшебство. Как будто даешь новую жизнь.
Эльмира Морозова, директор фонда «Экология»: Байкал - это наше общее достояние. Когда смотришь на маленьких мальков, они действительно разного размера - есть чуть более подросшие, есть совсем маленькие. Впереди у них дивный мир. И мы желаем, чтобы они смогли как можно быстрее освоиться в озере.
Выпускать мальков сразу в Байкал категорически нельзя. Почти половина из них может погибнуть из-за того, что в озере нет той кормовой базы, к которой они привыкли.
Обычно малышей отпускают в воду с берега, но из-за подъема уровня Селенги специалисты решили сделать это посередине реки. Это можно считать первым в истории Бурятии ручным выпуском мальков байкальского эндемика.