О растущей концентрации микропластика в водах Байкала сообщили ученые. За последние 3 года содержание нежелательной примеси в водах священного озера возросло вдвое. Считают ли в Бурятии это проблемой и что намерены делать для ее решения?
Микропластиком называют кусочки пластмассы размером до 5 миллиметров. Ученые делят его на 2 вида: первичный и вторичный. Первичный часто используют как добавку в косметику и зубную пасту, с микропластиком в составе она лучше отбеливает зубы. Вторичный - тот самый мусор. Он распадается на мелкие частицы под действием солнечного света, воды и ветра, если вовремя не утилизировать его правильно. С этим в Бурятии большая проблема. Если рядом есть вода, значит, на берегу есть и мусор. Общественники убираются там дважды в неделю, но он появляется снова.
Чингис Болотов, общественник, депутат Улан-Удэнского городского совета: Если говорить конкретно про пластик, то это бутылки ПЭТ-1, это все то, что используется как посуда, одноразовая посуда. И, к сожалению, действительно этого много. А так основное, конечно, загрязнение это возле населенных пунктов и у города Улан-Удэ на берегу реки Селенга.
Селенга названа основным источником загрязнения южной и центральной частей Байкала. Между Ольхоном и Байкальском образовалось многолетнее пятно. По данным ученых МГУ и института проблем экологии и эволюции РАН, оно отравляет воду генотоксичными соединениями. От них страдают байкальская губка и ракообразные. Хотя экологи говорят, что вред микропластика не доказан, но повод насторожиться есть.
Евгений Кислов, эколог: Что касается состава микропластика, то в основном это частицы синтетических тканей, которые получаются при их стирке, и изношенные шины автомобилей. И развитие туризма на Байкале в любом случае приведет к значительному увеличению содержания и тех, и других частиц.
Одноразовая посуда не основной источник микропластика в Байкале. Но, по мнению экологов, ее запрет ситуацию немного улучшит. В Государственной думе соответствующий законопроект уже приняли в первом чтении, однако, настроением малого бизнеса он остановлен.
Николай Будуев, депутат Государственной думы России: Мне было заявлено, что в результате мы погубим малый бизнес в Бурятии и так далее. Но проблема-то очевидна, и малый бизнес мы не погубим, есть механизмы адаптации. Сейчас вышло поручение президента по этому поводу. Поэтому я надеюсь, что в течение следующих полугода удастся этот вопрос сдвинуть с мертвой точки. Потому что реально мы сейчас теряем Байкал как гигантский источник чистой воды свободный от пластика, от гормонов и прочих загрязняющих веществ.
В Государственной думе подкомитет по охране озера Байкал разработал и другой законопроект о запрете моющих средств с фосфатами. Из-за них цветет вода, а это тоже токсины. Законопроект также принят только в первом чтении и пока не работает. Осознание придет, когда те, кто зарабатывает на бренде «Байкал», задумаются о его сохранении.