Много лет назад Бадма-Доржо Тыкшеев потерял правую кисть и четыре пальца на левой руке. В тот момент молодому мужчине казалось, что его жизнь закончилась. Но все изменила неожиданная встреча. Совершенно незнакомый человек заставил его взглянуть на ситуацию по-другому, собраться с силами и двигаться дальше.
«Чем я хуже?»
В 80-х Бадма-Доржо Тыкшеев вернулся из армии. Молодой, полный энергии и энтузиазма человек планировал получить хорошее образование, которое бы ему пригодилось в будущем. Однако его намерениям помешал несчастный случай. В самый разгар зимних праздников мужчина принял на грудь и получил обморожение. В больнице он очнулся уже без правой кисти и четырех пальцев на левой руке. На тот момент ему казалось, что жизнь закончилась. Совпадение или знак свыше, судить трудно, но в самый пик отчаяния к нему в палату вошел незнакомый дедушка. Бадма-Доржо Юрьевич помнит эту удивительную встречу так, как будто она случилась вчера.
- Он подошел ко мне как раз после операции и просто сказал: «Не вздумай наложить на себя руки, это страшный грех». А перед уходом положил под мою подушку газету, посоветовав обязательно прочитать ее. Позже я нашел там статью о плотнике, у которого тоже отсутствовали руки, но он умудрился построить дом. Тогда я подумал, а чем же я хуже? Когда более-менее восстановился, взялся за инструменты и начал вырезать по дереву.
Маленькая домашняя мастерская помогла ему начать новую жизнь. Работать с деревом он учился сам без чьей-либо помощи, благо, со столярным делом был знаком еще с детства.
- Раз судьба такая, то никуда не денешься, - говорит Бадма-Доржо Юрьевич. - Главное продолжать жить и заниматься любимым делом. Со временем я привык к тому, что стал инвалидом, и даже женился. Сейчас у меня сын с дочкой и пятеро внуков.
Большой спрос
Первыми его работами стали скульптура собачьей головы и конь с седлом. В мастерской они долго не задержались, их мужчина подарил друзьям. Параллельно с оттачиванием мастерства Бадма-Доржо Юрьевич работал учителем труда в Анинской средней школе. Но через 8 лет произошло сокращение. От безработицы мужчину спасли деревянные изделия. Мастер начал принимать заказы на дому, коих со временем становилось только больше.
Теперь клиенты заказывают у нашего героя мебель, столовые приборы, панно, скульптуры животных, резные сундуки, шкатулки и гунгарбаа. В каждое свое изделие мужчина вкладывает душу и каждый раз при процессе изготовления старается соблюдать старинные традиции и каноны.
- Часто мои изделия становятся приданым на свадьбу, еще все больше заказывают коновязи как символ дома. Картины и панно делаю с бурятскими мотивами. Например, в прошлом году вырезал панно «Гостеприимство», изобразил там бабушек в старинных одеждах, горы, юрты. С ним я ездил на выставку. Еще несколько моих картин висят в Хоринском доме культуры. В основном все изделия уходят на продажу. Однажды я сделал резную кровать для себя, так ее все же упросили продать в качестве подарка на свадьбу, - рассказывает мужчина.
К слову, в Бурятии стали популярными печати для бурятского десерта – боов. Круглые и овальные изделия с традиционными орнаментами изготавливает и наш герой. Печати пользуются большим спросом во время Белого месяца: люди дарят их друзьями и близким или готовят с их помощью боовы для праздничного стола. Обычно Бадма-Доржо Юрьевич делает набор из 5 разных печатей и добавляет к нему деревянный ножичек как дань давней традиции.
- Когда я был ребенком, бабушка на Сагаалган всегда стряпала боовы. Чтобы выдавить узор на тесте, она использовала маленький деревянный ножик. Теперь и я, заканчивая набор, обязательно добавляю к нему ножик с резьбой.
«Отдыхаю душой»
Срок изготовления зависит от масштаба творения. Например, на картины уходит месяц, но иногда работа может растянуться и на полгода. Основным материалом для изделий мастер выбирает кедр. По его словам, эта порода хорошо режется и легко поддается инструментам. Также Бадма-Доржо Юрьевич добавляет, что в своей пропахшей древесной стружкой мастерской работает только летом.
-Обычно зайдешь, сядешь на стул, включишь бурятскую музыку и работаешь. Я получаю удовольствие от своего увлечения, отдыхаю душой, - с улыбкой признается он.
Сохранить традиции
Ручная работа и старинные ремесла постепенно уходят в прошлое. Чтобы не утратить традиции предков, мастер старается передать свои умения младшему поколению. Например, не так давно работники отдела культуры Хоринского района пригласили мужчину провести мастер-класс для детей.
- Я взял заготовки с собой, объяснил, как нужно вырезать бурятский орнамент, и дал им полную свободу действий, предложив просто попробовать сделать что-то самим. Детям понравилось, поэтому меня позвали провести еще одно занятие. Думаю, что скоро найду на это время. А так у меня есть пара учеников, которых я начал учить еще во времена преподавания в школе. Но они не столь много уделяют этому занятию времени, как я. Говорят, что лучше учителя у них все равно никак не получается сделать.
Марина Эрмиль
Полное или частичное копирование разрешено только с письменного согласия главного редактора Ариг Ус online
фото: Бадма-Доржо Тыкшеев, РЦНТ