Выйти за границы холста: Как из-под кисти улан-удэнской художницы расцветают стены Почему красить стены - это не монотонная работа, а настоящее искусство?

Общество 30 апреля 2023, 15:09 13867
Выйти за границы холста: Как из-под кисти улан-удэнской художницы расцветают стены
фото: предоставлены героиней публикации

В представлении многих людей художник – человек, который рисует исключительно на холстах, листах бумаги либо использует графический планшет. Однако 32-летняя Мария Намолова вышла за рамки стереотипов и решила воплощать свои идеи на стенах. Почему красить стены - это не монотонная работа, а настоящее искусство?

«Понравилось стоять на стремянке и медитировать»

Рисование и живопись в жизнь Марии пришли в более осознанном возрасте. Девушка родилась и выросла в Улан-Удэ, а детство проводила у бабушки и дедушки в Тарбагатае. Там она помогала по хозяйству и ухаживала за скотом.

- Любимое воспоминание из детства - как мы дедушкой пасли коров на лошади, а вечерами играли в карты на монетки. Я была очень спокойным и тихим ребенком, - рассказывает она.

Годы спустя Мария окончила 3-ю лингвистическую гимназию, а после уехала в Иркутск, где поступила в Байкальский государственный университет экономики и права на специальность «Экономика и менеджмент социальной работы».

Помимо этого, она получила дополнительное образование в Иркутском лингвистическом университете, став переводчиком профессиональной коммуникации в области английского языка.

К рисованию на стенах девушка пришла случайно. Однажды она попала на День добрых дел в Москве, где всех желающих приглашали на роспись стен в Тушинскую детскую больницу имени Морозова.

- Мне очень понравился процесс покраски, понравилось стоять на стремянке и медитировать, просто заливая цветом участки. Затем я участвовала в росписи в этом проекте уже как художница, готовила эскизы для росписи в НПЦ детской больницы на Мичуринском проспекте. Понравилось, как мне легко давалось переносить рисунки на стену, как будто я всегда это делала. Поэтому решила заниматься росписью, пошла на строительные курсы маляров-штукатуров и сделала несколько пробных работ у себя дома. Далее обучалась уже в процессе. Каждый заказ задавал новые задачи, и я стала практиком, который решает их по мере поступления.

Важен каждый миллиметр

Самой запоминающейся работой для художницы стал масштабный проект в Moscow flower school - школе флористики в Москве. По техническому заданию дизайнера девушке нужно было нанести три буквы -MFS. Каждая из них была по три метра длиной.

- «S» была самой сложной по исполнению, и тогда я впервые сделала сетку для переноса изображения, то есть разделила поверхность на восемь частей и по частям переносила изгибы, - вспоминает Мария. - Работая именно над этим проектом,  поняла, насколько важен каждый миллиметр. С тех пор я стала настоящим «задротом» точности.

Глядя с высоты опыта, концептуальный маляр, как сама себя называет Мария, признается, что любит все свои работы, но с большей теплотой всегда вспоминает нарисованные в детской горы и семью медведей.

- Там была семья из медведей и трех медвежат. Через два года, когда в семье появился четвертый ребенок, я дорисовала четвертого, - с улыбкой рассказывает художница.

При этом самым нестандартным местом для работы стал внутренний дворик для мастеров-ювелиров известной в Улан-Удэ сети ювелирных магазинов.

- Мне очень нравится, что это уличное панно, однако оно было создано для людей, которые работают в этом месте. То есть коммерчески, казалось бы, не обусловленное, оно именно для себя, для своих мастеров. Мне нравится такой посыл, - признается Мария.

Поймать настроение

Источниками вдохновения для концептуального маляра становятся работы других художников. Рассматривая их, Мария старается всегда анализировать, размышлять, что конкретно ей нравится в той или иной работе. В основном девушка всегда обращает внимание на палитру, сочетание цветов и форму.

- В заказах я учитываю пожелания заказчика, но работаю в своей стилистике, - рассказывает она. - Я почти не рисую персонажей, чаще всего это абстракции. Через них важно передать именно то настроение, которое хотелось бы заказчику.

Самым сложным этапом в работе над стеной становится поиск идеи. Но в то же время, по словам Марии, он самый увлекательный, так как ее всегда удивляет, как из ничего возникает что-то.

На реализацию одной стены, а это в среднем 10-12 кв. м, художница закладывает 2-3 дня. Третий день девушка посвящает корректировке и фотографированию работы при свете дня.

- Если не получается придумать эскиз, я стараюсь отпустить важность. А если сложность возникает в момент покраски, то почти все можно исправить и перекрасить. Поэтому я всегда сохраняю спокойствие. В процессе работы  чаще всего слушаю музыку. У меня есть пост в соцсетях, от которого  веду отсчет своей деятельности. Он звучит так: «Если бы не социальные рамки, я бы слушала вслух Анжелику Варум и была бы маляром». Раньше я всегда работала под ее песни. Сейчас уже нет, но иногда все-таки включаю.

Главная работа впереди

«Однажды я расписывала стену у себя дома, но это была проба пера. А так я, скорее, художник без сапог, потому что мне важна пустота вокруг, как и в голове, чтобы всегда быть открытым к новым формам и палитрам»

Мария уверена, что все самые крупные проекты у нее еще впереди. Однако в 2020 году она реализовала проект с росписью главного офиса девелопера недвижимости в Москве. В распоряжении художницы оказались лестничные пролеты на пять этажей, стена в фойе, комната переговоров и столовая. Также девушка делала фотосъемку выполненных объектов, построенных компанией.

- Сейчас, просматривая работу,  не понимаю, как я согласилась, будучи ремесленником-одиночкой в декрете. Но все получилось. Также я расписала их офис продаж и офис заселения.

В ближайшем будущем Мария мечтает воплотить крупномасштабный проект в публичном пространстве, однако пока не раскрывает, какой именно. Работа уже кипит вовсю. Художница обещает, что его можно будет увидеть в Улан-Удэ уже этим летом.

3 мая