Туда, где нет дорог Ветераны-водители вспоминают, как доставляли грузы на БАМ по байкальскому льду и таежному бездорожью.

Общество 23 марта 2025, 13:35 3858
Туда, где нет дорог
Фото: пресс-служба РОО «Ветераны строительства Бурятского участка БАМ»

В этом году исполняется 50 лет со дня основания автобазы треста «Нижнеангарсктрансстрой». В тяжелейших условиях водители автобазы доставляли на БАМ стройматериалы и технику. О трудовом подвиге и подлинной бамовской романтике читайте далее.

Автобаза треста «Нижнеангарсктрансстрой» была основана по приказу министерства транспортного строительства от 7 марта 1975 года с дислокацией на станции Таловка Прибайкальского района с последующей передислокацией в Северобайкальск. Сарафанное радио быстро разнесло известие о приеме водителей в бамовскую организацию, и водители со всех прибайкальских поселков и сел съехались в Таловку. Очень скоро автобаза имела уже 117 автомашин, численность работающих составляла 150 человек. Перед коллективом стояли конкретные задачи - доставка грузов и трудового десанта в Северобайкальск и Новый Уоян для строительства Северомуйского тоннеля.

Костры на льду

В феврале 1975 года несколько водителей во главе с первым начальником автобазы НАТС Валерием Петровичем Слоневским первыми проложили ледовую трассу по Байкалу, после чего начались интенсивные ледовые перевозки.

Из книги воспоминаний Баира Балбарова «Магистраль нашей молодости»: 

«Водительский коллектив, сформированный из прибайкальских ребят, знающих крутой нрав Байкала, смело и со знанием дела взялся за работу. Первопроходцы знали одно слово «Надо!» и шли в рейсы. Наспех перекусывали у таежного костра, иногда прямо на льду разжигая костер. Не высыпаясь, грязные, чумазые, с воспаленными от яркого байкальского льда и бессонницы глазами, кабанские и баргузинские ребята смело шли вперед. За первую зиму они доставили не только строительные грузы, но и негабаритную технику: экскаваторы, бульдозеры, трелёвщики, подъемные краны, вес и габарит которых превышали все нормативы для ледовой дороги и зимников».

В летнее время машины с грузом отправлялись по Байкалу на буксирах и баржах, ускоренными темпами построенных на Улан-Удэнском судостроительном заводе. И все же основной наземной трассой доставки грузов была автодорога Таловка –Тазы - Уоян.

Из воспоминаний Константина Ивановича Новолодского, водителя автобазы НАТС:

«Пока строилась дорога Тазы - Уоян, пока не было ледовой дороги,  мы грузы возили из Таловки до Улюнхана. А там всё перегружалось в вертолет и доставлялось в Уоян или в Северомуйск. За день вертолет совершал несколько рейсов в бамовские поселки».

Налёт вертолёта за 1 час стоил 600 рублей, это было очень дорого. Чтобы сократить расходы, было приложено много сил и труда по быстрейшему освоению трассы Тазы - Уоян. Пробиваться нужно было по глухой и нехоженой тайге, по крутым сбросам сопок и скальным обрывам, через болота и вечную мерзлоту. Такая, можно сказать, адская работа предстояла бамовцам.

По рекам на автомобилях

Анатолий Кошкин, комиссар ленинградского комсомольского отряда, работавший снабженцем и не раз проехавший по этой «дороге жизни», писал:

«Четыре подъема и четыре ошеломляющих спуска с серпантинами. «Тёщин язык» - это тяжелейший разворот на подъёме. По речкам, потому что хоть и по сплошной воде, но по каменистому дну, относительно мелкому и гладкому камню. Дорогу по речкам водители называли «стиральной доской». Скорость движения на некоторых участках составляла от 5 до 6 километров в час. Частые обвалы скал, камнепады преграждали путь. Приходилось очищать дорогу от камней, а зимой были такие наледи, что машины просто проваливались по кузов».

Ветераны автобазы вспоминают те героические времена: поднимается одна машина на перевал, другая ждет внизу, когда первая пойдет до вершины, ждет в стороне ту, что внизу. Как только поднимется нижняя машина, первая начинает спуск и ждет внизу. Так они страховали друг друга на подъеме и  спуске. Многие ходили в одиночку, и это всегда был риск. Тем не менее автодорога Тазы - Уоян в 700 километров нужна была БАМу - она сократила расстояние в четыре раза.

Из воспоминаний Владимира Георгиевича Меньшикова:

«Окончив курсы переподготовки водителей для работы на импортной технике, я получил бортовой «Магирус». Возил продукты, сахар, муку, крупы с Таловки по дороге Тазы - Уоян. Дорога только строилась, её практически не было. Но мы ездили. Вспоминается такой случай. С трудом прошли по речке Срамной, валуны, прижимы, дошли до реки Катера. Моста не было, нужно идти вброд. Дело было в ноябре, на речке был тонкий лёд. На берегу для этого случая стоял бульдозер, тракторист в это время отсутствовал. Тогда один из наших водителей Николай Коновалов завёл бульдозер и пошел по реке ломать и расталкивать лёд по сторонам. На нашей стороне подцепляли автомобиль, и прицепом бульдозер тащил его за собой. На дне - валуны, об автомашину бьются льдины, а мы едем. Раз! И мы на той стороне!».

Автобаза в Северобайкальске

Автобаза треста «Нижнеангарсктрансстрой» стала крупнейшей на БАМе. Объёмы перевозок грузов на автотранспорте были огромные. Всем трудностям в дороге наши водители противопоставили шофёрскую дружбу и взаимопомощь. Никто не смел не остановиться, увидев коллегу, собрата в беде. Делились всем, что имели: запчастями, бензином, соляркой, колёсами, едой.

Из воспоминаний Леонида Дмитриевича Угловского, главного инженера, а затем директора автобазы:

«Пиковые нагрузки на автотранспорт пришлись на 1986 год. Тогда на автобазе работало 1670 человек, насчитывалось 13 автоколонн, 1018 единиц разномерного подвижного состава. «Лечили» автомобили преимущественно на центральной автобазе в Северобайкальске. В 1985 году строители СМП-708 сделали нам подарок, сдав в эксплуатацию ремонтно-механические мастерские, теплую стоянку, котельную, мойку, административно-бытовой комплекс со столовой. Территория автобазы была по-хозяйски благоустроена и асфальтирована».

Руководители автобазы Геннадий Васильевич Кряжев, Александр Афанасьевич Молитвин, Валерий Федорович Федоров, Александр Рувимович Альтшуль прикладывали огромные усилия, чтобы организовать нормальное бесперебойное снабжение всеми необходимыми строительными материалами, оборудованием, техникой всё дальше уходящие на восток строительно-монтажные поезда. Водители-трассовики, дальнобойщики отличались самостоятельностью, независимостью, с ними невозможно вести работу слабому руководству. Надо сказать, руководство автобазы действительно состояло из опытных специалистов автомобильного транспорта, смело отстаивавших интересы коллектива перед руководством треста. Создавались производственные базы, строились ремонтные мастерские, теплые блоки-боксы во всех посёлках, где стояли автоколонны. Надёжный тыл и бесперебойную работу техники обеспечивали инженерно-технические работники и слесари по ремонту подвижного состава. Специалисты автобазы Леонид Дмитриевич Угловский, Владимир Васильевич Болдовский, Владимир Афанасьевич Хитров, Николай Алексеевич Антошин и другие многое сделали для того, чтобы в мастерских автобазы продлить жизнь автотранспорта в условиях трудных бамовских дорог.

Заглохшие машины спускали в кювет

Лучшими бригадирами комсомольско-молодежных бригад были братья Василий и Владимир Цивилевы из Усть-Баргузина, Николай Кокоулин из Кировской области, Валерий Шишмарёв с Читинской области и многие другие. Бригада Цивилева работала почти на всех строительных объектах от Усть-Кута до Сульбана, в Улан-Удэ, на Байкальском ЦКК, в Култуке и Листвянке, в Иркутске и Ангарске.

Бригады Кокоулина и Шишмарева с честью прошли испытания ледовой дорогой на Байкале, среди первых пробивали путь к Северомуйску. Бригада Кокоулина достойно участвовала в знаменитой  битве  за Койру на отсыпке земляного полотна последних километров Бурятского участка. Несколько сот единиц техники выгрызали этот прижим. Это был непрерывный поток машин, вывозящих грунт и скальную породу, чтобы освободить дорогу.

Баир Балбаров писал о битве на Койре:

«Очевидцы того незабываемого трудового сражения вспоминали, как забарахливший автомобиль без разговоров оттаскивали и спускали на тросах в глубокий многометровый кювет, чтобы не задерживать поток машин, везущих грунт, скальную породу. Круглосуточный ревущий поток техники на Койре, последняя фантастическая ударная комсомольская трудовая вахта на БАМе. Кокоулинцы с честью выдержали тот экзамен».

Бригада Валерия Шишмарёва трудилась на строительстве пусковых объектов Северобайкальска: центральных ремонтных мастерских, Дома пионеров, очистных сооружениях,   асфальтировании автодороги. За счет отличной организации труда, ответственного подхода к работе бригада много раз занимала призовые места в соцсоревнованиях.

Но не работой единой жили на БАМе. Автобаза славилась тем, что с размахом отмечала праздники, в том числе бурятские, День строителя, устраивала спортивные соревнования, шествовала над школой № 1, проводила турпоходы, вечера отдыха.

«Мы часто отмечали праздники, выезжая всем коллективом на Байкал. Все мы были счастливы и довольны тем, что имели в ту пору. И неважно было, что жили и работали в вагончиках и палатках, - вспоминала Зинаида Ильинична Бардеева, диспетчер автобазы. - Все мы были молодые и задорные, радостные и счастливые. Счастливые потому, что были причастны к великой стройке, была романтика, а вокруг тайга, чистый воздух и Байкал».

Спасибо вам, автобазовцы, за ваш трудовой подвиг. Светлая память водителям, не дожившим до сегодняшнего дня!

Копирование разрешено только с письменного согласия главного редактора
22 апреля