Год назад бетонные заборы и стены городских зданий Улан-Удэ заполонили красочные рисунки. Кого-то граффити привели в полный восторг, а кто-то посчитал их варварством. Откуда же берёт начало уличная живопись, что такое настоящее искусство и возможно ли в столице Бурятии создать единое арт – пространство, узнаем из беседы с председателем общественной организации экстремальных видов спорта и уличной культуры Валентином Мокрий.
Шаг вперёд
История граффити началась ещё 30 лет назад, когда африканским населением Америки была создана культура хип - хопа. С падением железного занавеса между СССР и Западом в нашу страну проникла незнакомая доселе субкультура, включающая в себя брейк-данс, диджеинг, рэп и граффити. Стрит-арт – более объёмное понятие, в него входят различные направления – граффити, стикеры, наклейки, малые архитектурные формы из мусора и других материалов.
Валентин вспоминает, что течение стрит-арта в нашем городе развивалось медленно. Рисовали в закрытых местах, для себя и друзей. С ностальгией председатель движения вспоминает нулевые, когда наблюдался всплеск молодежной культуры. Их деятельность активно поддерживало Управление по физической культуре и спорту в лице Елены Сандаковой. Молодые люди регулярно собиралась на площади, катались на скейтах, общались. Собеседник отмечает, что от действующей тогда республиканской власти не было никакого содействия развитию такого досуга молодёжи. Сейчас же искусство граффити наконец обратило на себя внимание. Когда Валентин с подвижниками создали некоммерческое общество и арт-пространство «Точка», работы авторов вышли из режима андеграунд и стали появляться на виду. Сегодня бурятские последователи культуры хип-хоп подают заявки на различные гранты и большие арт-проекты. В прошлом году из 5 тыс. заявок фестиваль «Бурятия в красках» выиграл президентскую субсидию. Это дало мощный толчок развитию стрит - арта в республике. На выигранные средства победители закупили запас краски для будущих шедевров.
В рамках проекта Бурятию посетили 38 участников из разных регионов, в том числе первый граффитист России Олег Баскет, который наряду с другими мастерами рисовал на поверхностях Улан-Удэ. Приезжие художники заметили, что в бурятском граффити присутствует едва заметный национальный колорит, эта особенность – настоящая фишка уличных произведений. Результатами дружной и кропотливой работы стали рисунки на развилке Трубачеева и Бабушкина, на «Клеверной» развязке, изображения под Удинским мостом, на ПВЗ, в подземном переходе в 20 квартале, во дворах, на Байкале и многие другие. Также художники проехали по административным центрам шести районов Бурятии. Валентин отмечает, что «даже бочке на дороге можно придать яркие краски».
Этим летом некоторые из участников фестиваля отправятся в очередную экспедицию по северным районам Бурятии.
Доля таланта и много упорства
Участники команды Валентина Мокрий знакомы друг с другом более десяти лет. Каждый занят своим делом: диджеингом, тренировкой детей, сочинением музыки, созданием аранжировок. К слову, ни у кого из них нет художественного образования. Сам Валентин – горный инженер, нашедший себя в творчестве. Руководитель движения считает, что в хип-хопе главное – упорство и ежедневные тренировки. Талант важен, но практика имеет первоочередное значение. Сразу получается не у каждого, важно не разочароваться и дать себе второй шанс, как получилось в случае с самим Валентином. «У меня не пошло сначала, но я не перегорел, раз за разом пробовал и скоро понял технику рисования». Любая работа обычно начинается с согласования. Цели бывают разными – коммерческий заказ, рисунок для города или просто для души. В первом случае всё просто – заказчик оговаривает условия и пожелания, исполнитель их выполняет. Если локация для рисунка – городское здание, тут более сложная система договорённостей с администрацией.. Если место для граффити на стене многоквартирного дома или гаража, требуется согласие от собственников недвижимости.
Обычно летом команда творит с 5 утра и до 12 дня, так как в жару краска меняет свои свойства. Насколько долго продержится работа, зависит от подготовленной поверхности. Если всё сделано по технологии, то рисунки могут радовать глаза прохожих и десять лет. В прошлом году комитет городского хозяйства некачественно подготовил стены для нанесения граффити, поэтому местами картинка начала отваливаться вместе со старым слоем. «Точка» планирует в ближайшее время частично проехаться по некоторым локациям и восстановить работы.
Для желающих обнаружить в себе талант уличного художника, арт-сообщество проводит мастер-классы: выдают материал, средства защиты и показывают технику рисования.
«Ради галочки»
Валентин отмечает, что для расширения проекта большей частью используются личные вложения. Причиной своей инициативы называет личную потребность и потребность жителей города и районов Бурятии в искусстве.
- Мне надоело смотреть на обшарпанные стены в стиле ЖКХ-арт: разноцветные прямоугольники на нормальных фасадах. Так называемое облагораживание пространства ради галочки. Нужно вникать в потребности людей, думать, как это будет работать с функциональной точки зрения, как будет город выглядеть зимой, - говорит он.
По его словам, на западе страны гораздо активнее проводятся молодёжные конкурсы, разыгрываются гранты в сфере искусства. Там понимают, что молодёжь – это будущее поколение, от которого многое зависит. При этом, считает Валентин: «Чем дальше на восток, тем меньше развития. Искусства в городе недостаточно, у нас неразвитая общественная инфраструктура. Что остаётся делать молодёжи? Ей проще уехать в тот же Иркутск, где активности больше».
Мешают настоящему творчеству и жёсткие рамки. У «Точки» есть масса задумок, например, познакомить горожан с малоизвестными широкой общественности политиками, людьми культуры, но многочисленные запреты и требования отбивают всё желание. Борьба за искусство сквозь бюрократические заслоны продолжается.
«Мир меняется»
В основном люди не понимают искусство граффити, а то и вовсе принимают за вандализм. Но художники уверены, граффити – тоже искусство, то, во что человек вложил всю свою душу и мастерство. Воспринимающим граффити баловством и порчей городских стен Валентин может возразить: «Раньше на коне ждали весточку, а сейчас за секунду приходит послание с другого конца света. Мир меняется и только от человека зависит, готов ли он развиваться вместе с окружающей действительностью или продолжать жить старыми убеждениями, в том числе и в искусстве». В каждом рисунке есть концепция, мысль, которую хотят донести до зрителя. Впрочем, авторы изображений не раскрывают всех своих задумок, а дают возможность каждому зрителю составить своё мнение об их работах, тем самым подталкивая людей к развитию, размышлению. Это же касается и абстрактной геометрии букв. Требуется время, чтобы напрячь воображение и прочитать слова.
- Развиваем свой город, чтобы он был примером для других городов. Как бы это смешно ни звучало, мы патриоты своей малой родины и хотим жить в красивом, ярком, интересном Улан-Удэ. В городе, где гармонично сосуществует академическое классическое и уличное свободное искусство. Создавать яркие инсталляции, проводить различные перфомансы – это насытило бы жизнь в городе. А то активность проявляется только летом, и не в городе, а на Байкале. Зимой молодёжь сидит по подъездам, взрослые - по барам, - заключает наш собеседник.
Юлия Ламажапова
Фото предоставлены Валентином Мокрий