Подсчитать и ликвидировать. Реестр свалок на Байкальской природной территории составят в Бурятии к концу года. По поручению Путина. Но главное ведь не отчитаться, а убрать. Почему даже при наличии в республике регионального оператора сделать это будет непросто — разберемся далее.
Интерактивная карта свалок. Территория вокруг Байкала пестрит болевыми мусорными точками. Большинство — с Иркутской стороны. Но повод ли это для радости? Здесь только те свалки, на которые пожаловались жители. Реальный объем ещё предстоит высчитать и попытаться включить в нацпроект «Экология».
Алексей Цыденов, глава Республики Бурятия: Ликвидировать весь накопленный экологический ущерб, это все свалки, все загрязнения. И с 1 января 2020 года должна быть принята программа. Вот такое адресное поручение по Байкальской природной территории. Поэтому если вот об этом может идти речь, то мы сейчас готовим полный перечень потребностей и соответственно пробовать будем, отрабатывать. Надеемся, что в программу это в итоге попадет.
И лучше бы попасть. Своими силами ликвидировать старые скопления мусора, по всей видимости, будет трудно. Летом за это взялся было регоператор. Но на уборке 17 нелегальных свалок дело встало.
Надежда Пихеева, заместитель директора ООО «ЭкоАльянс»: Эта работа приостановлена, поскольку не определено финансирование именно данной работы. Кто за это должен платить? Поскольку ни один акт об оплате не подписан главами районов. Региональный оператор устанавливает собственника земельного участка. Собственнику земельного участка предлагается в течение 30 дней ликвидировать данную свалку. Если собственник не реагирует, данную свалку убирает региональный оператор и счет выставляется собственнику участка.
Регоператор уборку того, что копилось годами, в свой тариф не закладывал. От властей больших и маленьких просит проводить аукционы и оплачивать уборку. Но последние пока предпочитают идти по другому пути.
Татьяна Стецура, юрисконсульт ООО «Экоальянс»: Сейчас пошла череда исков, которые предъявляются к региональному оператору о ликвидации свалок, при этом собственником земельного участка являются администрации районов, администрация города, муниципальные образования. Фактически, ликвидатором этой свалки являются органы местного самоуправления. Они как бы должны это делать в добровольном порядке. Почему мы сейчас в судах сопротивляемся против того, чтобы нас привлекали единоличными ответчиками по этим искам? Потому что возмещение по ним будет тянуться в течение года, двух, может быть, трех. Это неэффективный путь решения проблемы, и так вопрос не решается.
Но решить его придется. И убраться предстоит не только на Байкале. Всё тот же нацпроект обязывает провести генеральную уборку и в городах. Вернемся к карте свалок. Улан-Удэ практически тонет в отходах. Убрать их закон обязывает уже к 2024 году.
Ирина Эрмиль, Жаргал Гомбожапов