Александр Турутин – известный реставратор машин и мотоциклов времён Великой Отечественной войны. Горсайт посетил гараж мастера и узнал, как его профессия связана с мистикой и какие удивительные вещи удалось восстановить.
Старенький ГАЗ деда
Александр мечтал стать строителем, но пошёл на электромеханический факультет в «Водник» (СГУВТ).
- Уже когда отучился, понял, что это, пожалуй, лучшее в городе, что можно было придумать для меня. Нам преподавали в институте токарное дело, фрезеровку, литьё металлов, полимерку, гидравлику, сопромат, все чертёжные программы. В общем, дали такую базу, которая очень сильно мне помогает по жизни, – рассказал Александр Турутин.
После обучения парень ушёл в армию. Сначала его забрали в одну часть. Потом, когда узнали, что он мастер по ремонту советской техники – а её там полным-полно, при этом знающих людей – по пальцам пересчитать – перевели в другую.
«Приехал полковник, сказал: «Вот этот человек мне нужен» и забрал меня из части. Там долго ещё все удивлялись, думали, что я «приблатнённый» какой-то», – смеётся Александр.
Сейчас мужчина – известный в Новосибирске реставратор старинной автотехники. Началось всё с ГАЗ-69, который достался от деда.
- Этот автомобиль разработали для армии в советское время. Авто было в не очень хорошем состоянии, и я пообещал восстановить машину. После смерти деда взялся за работу, на ремонт ушло примерно полтора года. И по сей день машина на ходу, накатал около пяти тысяч километров по Новосибирской области. ГАЗ – участник всех пробегов: 9 мая, День города, – поделился Александр.
По словам мужчины, этот автомобиль научил его многому.
- По сути он стал для меня большой школой по реставрации техники. Я на нём учился красить машину, перебирать различные узлы, освоил некоторые станки, работая с этим автомобилем, – уточнил сибиряк.
После выполнения этой сложной задачи сибиряк серьёзно увлёкся реставрацией.
- Сначала я купил мотоцикл М-72, который я не только отреставрировал, но и удачно продал. Тогда и понял, что на этом можно ещё и зарабатывать, – добавил Александр.
Первые три-четыре года мужчина реставрировал на заказ и продавал. Потом его занесло в бьюти-индустрию: занялся ремонтом оборудования для салонов красоты и медицинских центров, пять лет проработал инженером по ремонту и обслуживанию.
«Я ушёл маленько в сторону от ретро-темы, но никогда об этом не забывал. В свободные вечера занимался реставрацией, продажа этой техники уже стала второстепенна. Так до сих пор и ковыряюсь по вечерам после работы», – пояснил сибиряк.
Мотоциклы времён вермахта
У Александра не один, а сразу два легендарных «немца» в гараже. Первый – мотоцикл Zundapp, который выпустили в 1939 году, его использовали гражданские.
- KS-600 тоже изготовлен под гражданскую жизнь. У него алюминиевая люлька, не предназначенная под войну. Туда некуда поставить пулемёт. Все элементы у него тоненькие: вилка, рама. Люлька необычной для нас формы. Немцы всё делали красиво, так, чтобы глаз радовался. Изначально, когда был весь в хроме, он смотрелся очень нарядно. Но в итоге я его стилизовал под военную технику, – отметил реставратор.
Александр рассказал удивительную историю о том, как нашёл этот мотоцикл. Когда он однажды улетел на отдых, в чате мотодвижения рассказали, что нашли некий интересный транспорт в Новосибирске. Когда мужчина увидел фотографии – не поверил своим глазам.
- Это нереально, чтобы здесь оказалась такая техника. После войны подобное сюда доставить было крайне сложно. Офицеры невысоких рангов могли забрать себе велосипед, мопедик какой-нибудь, что-то такое, небольшое. Крупная техника – машины, мотоциклы – доставалась полковникам, подполковникам. Генералы могли взять, например, Horch – машину типа «Мерседеса» С-класса в те времена. Ехало всё до России своим ходом. До Сибири «немцы» сами точно не доехали бы, значит, их везли по железной дороге, а это не разрешалось даже за деньги. Надо было как-то договориться, по блату. В общем, оказалось, что это родственник владельца выложил фотки в интернет, чтобы прощупать, сколько этот мотоцикл может стоить, – поделился Александр.
Второй Zundapp – 1941 года выпуска – Александр нашёл в районе Матвеевки. Собственник умер, и родственники решили выставить железного коня на продажу: мотоцикл всю жизнь простоял без дела – на нём никогда не ездили.
- Многие детали сымитированы – просто поставили визуально похожие, но в целом это бутафория. У всей немецкой техники есть огромный минус: она сделана очень точно. Её обслуживать нужно было предельно тщательно – если масло, то самого высокого качества. А в советское время ничего этого не было: ни обслуживания, ни запчастей, ни расходников. Соответственно, все узлы, которые изнашивались, умирали очень быстро. Как и мотор. Владелец поставил советский, но транспорт всё равно не поехал. Мотоцикл, кстати, все знали, а мне удалось его выкупить. В России человек 20 этим занимается. Если кто-то что-то такое покупает, мы делимся друг с другом, – пояснил сибиряк.
Как рассказал Александр, вся немецкая техника, которую проектировали до войны, не могла потянуть боевые условия. Когда она попадала на территорию Советского Союза, утопала в грязи. Чтобы её оттуда достать, привязывали, например, к раме или к вилке (передняя часть мотоцикла, куда крепится колесо, – прим. ред.) какой-нибудь трос и дёргали со всей силы.
- Соответственно, всё гнулось, рама винтом шла, то есть она очень быстро «уставала» за первые месяцы войны. Тогда руководство Германии поставило задачу разработать мощный мотоцикл под войну. И была выпущена эта модель. Её начали разрабатывать в 40-ом, и уже в 41-ом выпустили на войну. Чем она отличается? Рама мощная, трубчатая, её очень тяжело деформировать. У этого мотоцикла раму не реставрировал – она целая и дожила до наших дней. Вилка тоже не повреждена. У неё уже предназначен крепёж под руки, чтобы можно было из грязи вытащить, и специальные крюки, – рассказал Александр.
Появилась у мотоцикла и люлька. Здесь родной её корпус сгнил и восстановлению не подлежит – сибиряк будет делать её заново.
- А вот на КS-600 люльку спасти удалось. Она алюминиевая, лежала где-то в грязи в сарае, весь низ у неё сгнил, сама была деформирована. Но её мы восстановили, – добавил мужчина.
В годы войны правительству была поставлена задача сделать два унифицированных мотоцикла, которые могли бы обмениваться запчастями, чтобы их легко можно было отремонтировать.
- Были две большие компании – Zundapp и BMW. «Цундап» начинали свою историю с производства взрывчатых элементов, и только потом переквалифицировались на мото-тему. Так появились конкурирующие модели – Zundapp KS-750 и BMW R-75. И именно они каким-то чудом попали в Новосибирскую область. BMW у меня тоже есть, но я за него ещё не брался, – поделился Александр.
BMW R-75 реставратор нашёл во время открытия мотосезона. Он поехал на Zundapp. На мероприятии к нему подошли и показали фото R-75.
- Я опять глазам не верю – откуда у нас в Сибири такой экземпляр? Дали мне номер какого-то дедушки. Я с ним связался, он рассказал, что давно хочет его продать, но боится мошенников. Он понимает, что техника стоит не мало, а обмануть могут. Как-то пытался продать через газету, но ему прям оборвали телефон, начали терроризировать. Пенсионер испугался и убрал объявление. Все же понимают, что техника очень редкая, и на этом можно хорошо нажиться. А я пришёл к нему через знакомых. Оказалось, его внучка ездит на мотоцикле, показала фото своему товарищу, а он – мне. Поехал к дедушке в Камень-на-Оби сразу с прицепом, но цену мы ещё не обговаривали, я просто взял денег с запасом – решил, что без мотоцикла не уеду, – вспоминает реставратор.
Везёт на редкие экспонаты
По словам Александра, то, как к нему попадают все эти редкие экземпляры – отдельная история. Кажется, это ни что иное, как удача.
- Даже взять этот автомобиль. Когда я приступил к реставрации – начал снимать старую краску с кузова – понял, что под краской металла практически нет, кузов весь сгнил. Осознал, что придётся года три потратить, чтобы перекроить весь металл и сварить заново. На просторах интернета нашёл вот этот кузов – абсолютно новый. А поставили его на хранение 12 июня 1990 года – в день, когда я родился. И вот спустя 22 года нашёл его. Всё это время он стоял в сарае, – поделился Александр.
Предыдущий хозяин машины взял мотор и ходовую, сделал трактор, а кузов стоял без дела.
- Я выкупил его, обновил внешний вид, покрасил – сейчас автомобиль с новым кузовом, но всё остальное – от старого, дедова: крылья, радиатор, морда, – вспоминает сибиряк.
В то время Александр был ещё студентом и подрабатывал охранником.
- По тем временам это стоило очень дорого, 20 тысяч рублей, но я его купил. У меня как раз зарплата была 25−30 тысяч примерно. Удивительно, как вообще его нашёл. Их в природе уже нет, мой полностью сгнил, а при этом удалось купить абсолютно новый! Ещё и в документах указан мой день рождения. Точно так же удалось найти абсолютно новый тент именно от этой модели, в коробочке лежал всё время. И вот такие разные мистические совпадения со мной происходят постоянно, – удивляется Александр.
С чудом найденным кузовом достался и весь салон автомобиля – даже все сиденья «родные», не перешитые.
- Вот так мне повезло, что я даже не искал, не покупал, не перешивал сиденья. Невероятно, но факт, – поделился сибиряк.
Удивительно и то, что машина – не просто музейный раритет, она на ходу.
- Сейчас без радиатора, но ездит. За 10−15 минут она не успевает перегреться. Современные машины так не могут. У этого автомобиля были две модификации: командирская – с диваном сзади, и обычная – с двумя лавочками. То есть у меня командирская версия. Там даже есть старая радиостанция, внутри которой установлены современные магнитолы – всё работает, можно слушать радио, – объяснил реставратор.
Телега времён Первой мировой
Есть у Александра и необычная телега, которую предполагалось крепить к мотоциклу Zundapp. Такие грузовые телеги поставляли в вермахт в годы Великой Отечественной войны.
- Конкретно эта – ещё с Первой мировой войны. У неё колёса без покрышек, без камер. Во время Второй мировой они уже поставлялись с покрышками. У них было прицепное устройство, которое могло крепиться к мотоциклам. Их выстраивали паровозиком: могли подцепить по 5−7 штук, нагрузить вещами, амуницией, продовольствием, оружием, – объяснил сибиряк.
Тележка, как и всё остальное, досталась Александру случайно, волей судьбы.
- Так как я любитель такой техники и часто смотрю подобное в интернете, почти каждый день мониторю все площадки, соответственно, много похожего обнаруживаю в рекомендациях. Так произошло и с этой телегой. Когда я позвонил, женщина очень удивилась, что это вообще кому-то нужно. Но при этом сказала, что просто так не продаст – ей нужна гарантия, что транспорт не уйдёт на металлолом. Отреставрируем, наведём лоск. Все сгнившие элементы поменяем, укомплектуем родным прицепным устройством. Прикрепим к мотоциклу, и будет участвовать в одной из экспозиций, – поделился планами Александр.
В Новосибирске скоро откроется музей?
Удивительно, но все ретро машины стоят на учёте. Иначе – нарушение правил.
- Когда приезжаю в ГАИ, там все очень удивляются, спрашивают, что это такое, откуда взялось. Но у них вариантов нет – они нас регистрируют. У всех транспортных средств настоящие документы и номера, – пояснил реставратор.
Мечтает Александра не просто реставрировать старые машины для удовольствия, но и открыть свой музей.
- Думаю, это вполне осуществимо. Уже приглядываю площадку. Надеюсь, моего века хватит, чтобы построить музей и заполнить его различной раритетной техникой, – предположил сибиряк.
Он подчеркнул, что прикладывает максимум усилий, чтобы вся техника могла ездить.
- Стараюсь, чтобы она была ходовая. Многие реставраторы делают именно экспонаты – они не эксплуатируются. Находятся в музее всё время. Мне хочется, чтобы в любой момент подошёл, завёл и поехал на парад 9 мая или ещё куда-то, – заключил реставратор.