Деревянный центр Улан-Удэ начали приводить в нормальный вид. За реставрацию старинных зданий взялись общественники. Пока обновили всего два дома. Но обещают, что это лишь начало. Сколько еще нужно отреставрировать, и готовы ли власти и сами собственники помочь в этом нелегком труде - подробности далее.
Этим домам госпожа Удача улыбнулась впервые за сто лет. Их почистили, загрунтовали, и покрасили. Повезло и собственникам – на ремонт не потратили ни копейки. Общественники сами сделали проект, купили краску и провели работы. Уложились в 80 тысяч, часть работ и материалов – за счет спонсоров.
- Лучше отреставрировать, наверное, поновее чтобы были, красивее.
Аюна Пивоварова, организатор проекта «старый город», генеральный директор ООО «Кадастр-лайн»: Если собственники будут заинтересованы, будут дружелюбно к нам относиться, будут выходить, помогать, вместе с нами работать. Если готовы к такому сотрудничеству, то мы составим списки всех желающих.
Покрасили за день. А вот документы готовили не один месяц. Дома – объект культурного наследия. Получить разрешения непросто. Впрочем, спрашивать пришлось не только у чиновников, но и у жителей.
Узнать, довольны ли жильцы покраской, нам не удалось. Судя по всему, никого нет дома, или же с нами попросту хотят общаться. Известно лишь, что когда проводились работы, никто из соседей даже не вышел помочь.
- Вы же здесь живете?
- Да, я снимаю.
- А вам как, понравилось?
- Без комментариев.
Евгений Бартанов, председатель фонда развития г. Улан-Удэ: Выбрали несколько домов, у нас остались только эти два дома, потому что жители с опаской относились к данному проекту, были опасения, что мы потом эти работы будем выставлять им к оплате.
В городе более ста домов - объекты культурного наследия. Большая часть из них находится в центре. Почти все в плачевном состоянии.
- Вот, смотрите, фундамент сам по себе старинный. Одна комиссия решила, что его не надо сносить, поскольку исторический, купеческий дом, вторая комиссия – сносить.
Типичный пример на Банзарова, 28. В одном дворе – несколько купеческих домов. Когда-то жил местный богач со своей прислугой, здесь же держал конюшни.
300 лет назад здесь находилась купеческая кухня, на которой кормили рабочих. Еще в советское время здесь стояла русская печь. Сейчас половины уже нет. А в этом подполье буквально несколько десятилетий назад находили золотые монеты.
Снести дом нельзя – исторический памятник. Но поскольку он в муниципальной собственности, то и ремонтировать его некому.
Дмитрий Погребняк: По-настоящему, если этот дом не сносить, а реставрировать, потому что если снести – значит, память снесется, не останется ничего от старого города.
Семь лет назад власти подсчитали – на реставрацию таких домов в центре Улан-Удэ нужно 6 миллиардов рублей. За все эти годы ничего не изменилось. Специальная программа не появилась, значит и денег нет.
Как вариант – реставрация за счет инвесторов. Один из них привел в порядок это здание по улице Соборной. Но таких примеров мало. Ремонт и расселение слишком дороги.
Вся надежда на общественников. К примеру, в Томске за несколько лет они отреставрировали 100 домов. Вот и наши решили не отставать. Зимой будут готовить документы, весной начнут работы. Главное, чтобы спонсоры не передумали и жильцы хотя бы палки в колеса не вставляли.