«Ловись, байкальская рыбка». Как жили и трудились посольские рыбаки Почти три месяца в Кабанском районе работает небольшой музей, созданный жителями-энтузиастами.

Культура 27 ноября 2022, 16:04 7685
«Ловись, байкальская рыбка». Как жили и трудились посольские рыбаки
фото предоставлено героем публикации

Почти три месяца в Кабанском районе работает небольшой музей «Посольск рыбацкий», созданный жителями-энтузиастами. Здесь можно послушать подлинные рыбацкие истории о том, как жили и трудились посольские рыбаки, чем ловили рыбу по полтонны в день и какой вклад внесли в Великую Победу.

 

Рыбацкий музей на берегу Байкала

Итак, Посольское. Красивое село на берегу Байкала с примечательной историей. Здесь действовала государственная пристань для сообщения с западным побережьем Байкала, работала рыбоконсервная фабрика братьев Вассерманов, принимал иностранных послов и сановников Спасо-Преображенский монастырь. В Великую Отечественную «наследник» фабрики - Кабанский рыбзавод и колхоз «Байкал» снабжали фронт и страну рыбой, мясом, молоком, хлебом, кожей.

Музей «Посольск рыбацкий» открыт в бывшем правлении колхоза, но изначально это был жилой дом, построенный в начале 20  века Василием Филипповичем Пестеревым. Дом долго пустовал, но благодаря гранту Министерства туризма Бурятии в размере 250 тыс. рублей, помощи СПК «Кабанский рыбзавод», сельской администрации и местных жителей удалось отремонтировать помещение и подготовить экспонаты.

- Мы не старались «осовременить» дом, не использовали пластик. Отремонтировали крышу, заменили ставни, рамы, выбелили потолок и стены. Все  по старинке, - говорит Татьяна Пушкарёва, руководитель музея «Посольск рыбацкий».

Здесь хранятся старинные инструменты и приспособления для рыбной ловли, макеты ставных и закидных неводов и различных лодок, макеты рыб, фотографии из истории села и рыбзавода. Что-то предоставил рыбзавод, что-то принесли жители, что-то сделали на заказ. А на улице на открытой экспозиции,  можно увидеть настоящий невод и лодку-неводник, в которую входит 20 - 40 центнеров рыбы.

 

Что посольский рыбак ответил Жукову

В Великую Отечественную войну почти все посольские рыбаки ушли на фронт, некоторые дошли до Берлина и Кёнигсберга. В боях под Сталинградом, Белградом и Прагой отличился минометчик Николай Попов. Оборонял Москву, освобождал Белоруссию разведчик батареи Николай Фёдоров. В Маньчжурии воевал будущий бригадир рыболовецкой бригады, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, уроженец села Жилино Иван Конев. Помощником шофёра в зенитно-пулевой роте служила рыбачка Евгения Пушкарёва (Попова), подвозила орудия на передний край. Эти и многие другие имена героев хранит Книга памяти села Посольск, вышедшая в прошлом году. Ценную информацию собирали по крупицам — в архивах Кабанского района, Кабанского рыбзавода, в беседах с родными ветеранов, причем родственников еще надо было найти.

Из воспоминаний Ивана Игнатьевича Попова, воевавшего на Халхин-Голе:

«Два дня длился марш-бросок. Он был трудным. Но мы не жаловались, знали, диктует солдатский долг. Развернулись сходу. Стали оборудовать позиции. Вдруг видим: к нашему расположению идет группа офицеров. Встали по стойке «смирно». Георгий Константинович Жуков обратился ко мне: «Как, товарищ командир отделения, пулемет в бою будет работать?». Я ответил: «Будет, товарищ комкор!». Жуков расспросил о наличии боеприпасов, о питании, дал нашему командиру кое-какие указания и пошел дальше».

 

«Каждый омуль — удар по врагу!»

В тылу на рабочие места фронтовиков встали женщины, старики и подростки. Под девизом: «Каждый омуль — удар по врагу!» бок о бок работали матери и дети, братья и сестры, многим на тот момент едва исполнилось 11 - 12 лет. В Посольске была даже подростковая, а правильнее сказать, детская рыболовная бригада. Рыбачили на закидном неводе по пояс в воде, рукавиц и теплой одежды не было. Тянули невод 5 - 6 раз в сутки, число притонений могло доходить и до 12. Часто спали на берегу под лодками. В непогоду, когда невозможно было рыбачить, вязали и чинили сети.

Из воспоминаний бригадира девичьей бригады Валентины Кыштымовой:

«Лодки были гребные. Однажды в море налетел густой туман, баркас тянуло на Байкал. Когда стали тянуть сети, баркас встал на бок, сети как будто прикипели к морю. С большим трудом девчонки вытянули сети. Обжигало руки, увидели, что цевки сплавились, так как сети, видимо, попали в горячий ключ. Ничего не добыли, боялись прийти пустыми. В это время пришла бригада отца с хорошим уловом. Решили разделить улов, выручить девичью бригаду, боялись, что накажут».

Нелегко приходилось и тем, кто трудился на рыбообработке. Всю рыбу промывали, солили и тарили в бочки, которые тоже делали самостоятельно, были и женщины-бондари.

Из воспоминаний рыбачки Анны Васильевны Кузнецовой:

«Цеха рыбзавода тянулись прямо вдоль берега. В засолочном стояли огромные чаны из толстых досок. Рыбы туда входило по 25–30 центнеров. Во время путины приходилось работать практически круглосуточно, так как омуля добывали в день по 500–600 центнеров. Рыба была крупной, а солили её в то время не круглой, каждую пороли. Очень тяжело было, когда приходили баржи с солью. К барже подходил катер и соль таскали носилками».

 А еще надо было заботиться о пропитании своей семьи, работать на сенокосе, хлебоуборке, собирать посылки на фронт... Вставали в 3 - 5 утра, перекусывали на ходу, выходных почти не было. При этом молодость брала свое, находили силы спеть песню, перекинуться шуткой. После войны создавали семьи и работали ничуть не меньше. Так, рассказывает Татьяна Владимировна, в 1987 году бригада Ивана Семеновича Ермакова за одно притонение добыла 860 центнеров рыбы! Но это уже совсем другая история, не менее интересная....

Узнать, как рыбаки с Каспийского моря учили рыбаков Бурятии ловить ставным неводом, научиться вязать морские узлы и увидеть уникальную фотографию пойманного на Байкале тайменя длиной с человеческий рост, можно в музее «Подольск рыбацкий». Время работы - с 10:00 до 12:00 и с 14:00 до 17:00 всю неделю, кроме понедельника. (6+)

19 марта