Будущее Байкала. Что изменится в жизни жителей Бурятии, если примут поправки в закон об охране озера? О смягчении ограничений в Госдуме заговорили 3 год назад. В итоге появились поправки - они разрешают сплошные рубки в центральной экологической зоне озера. Это решение вызвало скандал. Но как аргументируют его власти и почему ждут местные жители?

Общество 22 августа 2023, 20:49 7341

 

Поправки в закон об охране Байкала, пожалуй, являются одной из самых обсуждаемых идей этого лета. Четверть века назад правительство страны запретило использовать лесную территорию вокруг Байкала в хозяйственных целях. Но с годами это приносило новые трудности жителям прибрежных районов. О смягчении ограничений в Госдуме заговорили 3 года назад. В итоге, появились поправки - они разрешают сплошные рубки в центральной экологической зоне озера. Это решение вызвало скандал в определённых кругах. Но как аргументируют его власти и почему ждут местные жители?

Что необходимо населению?

Жить на берегу самого глубокого озера в мире - звучит как сказка. Но многие жители Прибайкалья с этим не согласятся, и дело даже не в финансах.

Марина Гуслякова, многодетная мать (с. Гремячинск, Прибайкальский район): Мы многодетная семья, 6 ребятишек у нас. Имеем право как бы, после 3 ребеночка дают земельный участок. Выдали его нам, а срубать нельзя, дорогу прорубить нельзя. То есть никак освоить его не можем. Он еще в аренде, мы за него денежку платим, за то, что он просто так стоит. Не получается ничего, потому что не дают, нельзя деревья вырубать. Не знаю, как нам быть.

Марина не одинока в этом вопросе. Строительство на особо охраняемых территориях запрещено по всей стране. Можно возводить лишь социальные объекты: школы, детские сады, медицинские учреждения. И при этом необходимо соблюсти требования об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях земельного, лесного, водного и иного законодательства. Однако, буквы закона мешают не только жить.

Пгт. Усть-Баргузин, Баргузинский район

- Кладбище вначале площадь занимало небольшую. С каждым годом население росло, кладбище тоже. В 96-ом году узаконили мы, 6,3 гектаров. Но при проведении лесоустройства 2006-го года это было проигнорировано.

- Запрет перевода лесного фонда мешает?

- Да. Земли центральной экологической зоны переводить нельзя.

- Мы не можем населению сказать: «Извините, не умирайте». Мы не просим там что-то такого, мы просим самое элементарное для жизни. Это все-таки право, наверное, жителей, чтобы умереть и достойно на своей родной земле лежать, а не где-то.

Запрещено копать не только могилы, но даже противопожарные разрывы. Большая часть поселений Баргузинского и Прибайкальского районов располагаются в соседстве с лесом, в случае возгорания последствия могут быть трагичными. 

С. Черемушки, Прибайкальский район

Оксана Тришкина, глава муниципального образования сельского поселения «Гремячинское»: В 2017 году 28 апреля произошла ужасная трагедия, которая унесла 19 жилых домов. Также у нас здесь спортивная база лыжная сгорела. 19 семей остались у нас без крова.

Новая инфраструктура

Поправки в законе, по мнению правительства, позволят благоустроить берега: появятся очистные, которые так необходимы для экологии Байкала, обновятся инженерные сети. Возможно, и добраться до Байкала станет проще.

Алексей Цыденов, глава Республики Бурятия: Сейчас попытаемся восстановить аэропорт, но на взлетно-посадочной полосе рубить нельзя.

Максим Шарипов, директор ОЭЗ «Байкальская гавань»: Она интересна не только для туристов, но и для местных жителей. Потому что санитарная авиация - важный момент безопасности.

Аэропорт пока только в планах, а ремонт дороги «Улан-Удэ - Курумкан - Новый Уоян» идет не первый год. Строители заранее знают, где ремонт, возможно, зайдет в тупик. 

Александр Гоге, министр транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия: К сожалению, у нас есть участки, где узкая полоса отвода и мы не можем выйти на полную реализацию объекта, не можем поднять насыпь, не можем уложить водопропускные сооружения. 

Судя по всем плюсам, принимайте поправки хоть сейчас. Но запрет на сплошную рубку, по мнению экологов и общественников, спасает Байкал от жадности предпринимателей. Смогут ли контролировать ситуацию после принятия поправок? И что будет с лесом, который разрешат вырубить.

Алексей Цыденов, глава Республики Бурятия: В 2004 году лесной кодекс поменяли - все проблемы начались. Тут никто не собирается лес рубить на продажу и еще куда-то. Тем более даже вот здесь пятикратное восстановление. Представляете, противопожарный разрыв сделать - поселок пятикратное восстановление будет делать. Мы идем на это, мы согласны. Понятно, что за бюджет все это будет сделано. Поддержите нас.

Куда будет уходить вырубленный лес, пока не ясно. Глава Бурятии дал понять, что будет установлен запрет на продажу, но вопрос еще планируют проработать.

Дмитрий Кобылкин, председатель комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды: Ситуация, на мой взгляд, в какой-то степени критическая. Люди уезжают, потому что не видят никаких перспектив. Они не понимают, что будет дальше. Они не могут ни оформить земельные участки, ни получить ипотеку, ни оформить собственность. Это недопустимо. Я точно вам могу сказать, что эту скорлупу надо разбивать.

Ждать ли больших перемен? Скорее всего - да. Точный ответ республика получит после заседания Госдумы. Оно пройдет в середине сентября.

4 мая