Судьбу бродячих собак решали сегодня в Верховном суде. Закон об эвтаназии вновь обсуждали зоозащитники и представители власти. Напомним, слушания откладывали почти на полгода, вернулись после пояснений Конституционного суда. Точку или запятую поставит Фемида на этот раз?
- Причинившая вред здоровью...
- Или животные, которое неадаптивны, которые не могут адаптироваться.
С 5 декабря власти и зоозащитники не могут прийти к единому мнению: уменьшить число нападений собак за счёт эвтаназии или взять ответственность за тех, кого приручили, и найти другие способы борьбы с безнадзорными животными?
Светлана Зиберт, юрист-зоозащитник: Мы не знаем, что ждёт сегодня, является ли сегодняшнее заседание завершающим или будет ещё. Постановление Конституционного суда вынесено, которое мы так долго ждали. Оно, мягко говоря, нас не устраивает, поскольку Конституционный суд принял такое, можно сказать, иезуитское решение, которое можно одной фразой сказать: убивать нельзя, но, если очень хочется, то можно. Конечно, это недопустимо.
Бурятия одной из первых разрешила умерщвлять бесхозных собак, причём по закону. Конституционный суд согласился частично, но с оговоркой: усыплять можно, если животное напало на человека, заразилось опасной болезнью, терпит непереносимые физические страдания. Пункты «пpoявляeт нeмoтивиpoвaннyю aгpeccивнocть» и «наличие экcтpaopдинapнoй cитyaции в субъекте» вызывают недопонимание у зоозащитников.
Представители правительства Бурятии: Мы не согласны с мнением представителя истцов Телегина в части того, что отсутствует подтверждение и наличие какой-либо экстраординарной ситуации. Поскольку экстраординарная ситуация присутствовала как на момент принятия закона Республики Бурятия, так и продолжается в настоящее время. В течение ряда лет, примерно с 2021 по 2023 год, осуществлялись мероприятия в рамках метода ОСВВ, это отлов - стерилизация - вакцинация - возврат. При этом количество собак в Бурятии не снижалось.
Продолжились споры и другими вопросами от обеих сторон.
Представитель юристов зоозащитников: Вот вы говорите, что срок в 30 дней достаточен для содержания собак без владельца, а откуда вы знаете, что отловленная собака не имеет владельца? А если через 6 месяцев объявится хозяин, что вы ему будете предъявлять?
Представители правительства Бурятии: Во-первых, 30 дней это достаточно большой срок. Я сама владелец собаки, я бы побеспокоилась, где моя собака в течение 30 дней, и, наверное, искала бы её. К тому же добросовестный хозяин обязан её зарегистрировать.
- Суд решил удовлетворить административное исковое заявление частично.
Дебаты шли почти 4 часа. В итоге республиканский закон решено изменить - авторы должны учесть правки Конституционного суда. Новую версию закона должны внести на рассмотрение в Народный Хурал в сентябре. Зоозащитники же с этим также не согласны, они намерены подавать апелляцию.