Бурятия в списке лидеров по числу детей, которых пришлось забрать из семьи. При этом некоторые детские дома остаются полупустыми. Чего не хватает системе профилактики, обсуждали на выездном совещании Народного Хурала. С чем связан интерес к этой острой социальной проблеме и как её предлагают решать?
- Мама была в сильном алкогольном опьянении, они всю ночь гуляли с подругой. Благополучия никакого не было в семье.
Эта история прогремела на всю страну. Тела троих детей обнаружили в шкафу во время тушения пожара в Тресково полгода назад. Выжил только старший, который в это время был в школе, сейчас он живет с бабушкой. Мать осудили на 3 года колонии поселения. Социальным службам эту трагедию припоминают до сих пор, ведь семья не стояла на учете как неблагополучная.
- Тогда какая была главная ошибка: когда сигнал поступал от фельдшера, он куда поступал - в линейный отдел полиции. А до нас информация вообще не доходила. Учимся, конечно, на таких страшных ошибках
Ольга Михайлова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Брянской СОШ: Действительно, не было никаких замечаний. Мама посещала родительские собрания. Это многофакторное, это не только вот, наверное, все-таки причина в образовании. Все таки нужно обратить внимание на более вот такую тесную связь между социальными структурами и структурами именно силовыми.
Именно поэтому выездное совещание провели в Кабанском районе. Местные органы профилактики отчитались - контроль усилили. Все соцобъекты нацелены на выявление опасных ситуаций. В том числе посетили семью, которая накануне той трагедии распивала вместе с многодетной мамой.
- Скажите, а как долго вы стояли на учете и почему вас поставили?
- Я могу не отвечать на этот вопрос?
- Конечно можете.
Ирина Афанасьева, начальник отдела социальной защиты населения по Кабанскому району: Мать была замечена в злоупотреблении спиртными напитками. Мы выехали, обследовали, сигнал действительно подтвердился. В мае месяце родительница закодировалась, наблюдается положительная динамика .
Сейчас на особом контроле 39 семей, из них 22 попались в этом году. Всего в районе 11,5 тысяч детей, но одна из главных проблем, что следить за ними не хватает глаз.
Галина Гайворонская, начальник отдела опеки и попечительства администрации Кабанского района: Большая нагруженность, большая ответственность, низкие заработные платы. Также мы работаем 24 на 7, как говорится, не покладая рук. В любое время могут вызвать, и ночью выезжаем на сигнал.
При этом средняя зарплата сейчас у них около 22-25 тысяч рублей. Поднять престиж профессии, в том числе материально, теперь задача власти.
Игорь Марковец, председатель комитета по социальной политике Народного Хурала Республики Бурятия: У них очень большие серьезные сложности, начиная от текучки кадров, у нас есть районы, где даже нет специалиста по опеке и попечительству, заканчивая нагрузкой. Начиная от изменения тарифов, там нормативы надо менять, потому что, я вам сказал, 2000 с лишним, 200 детей на одного специалиста это практически непосильная нагрузка. Это вот мы все время мы будем сталкиваться с тем, что эта работа будет где-то хромать. Соответственно, повышается заработная плата, возможно, придут люди, кто будет работать.
Но даже с такой нехваткой кадров детей из семей в Бурятии забирают стабильно. И это тоже повод задуматься.
Эльвира Эрдынеева, заместитель министра социальной защиты населения Республики Бурятия: Из 773 отобраний по всей России за 9 месяцев 163 это Республика Бурятия. Посмотрите, какой это процент - практически 15%. Мы действительно, может, спасли жизни, но, в первую очередь, мы должны с вами работать так, чтобы ребенок все равно оставался в семье.
Наталья Ганькина, уполномоченный по правам ребенка в Республике Бурятия: 138 детей без статуса у нас в детских учреждениях. Это как раз вот те дети, те семьи, с которыми мы можем работать для того, чтобы дети вернулись в семью. Мы можем с вами, работать с семьями, опираться на определенные ресурсы.
При всем этом оказалось, что мы умудрились отличиться на всю страну и в других показателях. Один из центров для детей-сирот не освоил госпрограмму.
Эльвира Эрдынеева, заместитель министра социальной защиты населения Республики Бурятия: В прошлом году у нас Клюевский центр не выполнил госзадание и сняли миллион. Миллион сняли, коллеги. Это огромная цифра. Потом, чтобы вернуть их – это очень сложно.
Такие центры предлагают реорганизовать в реабилитационные, таким образом усилить и профилактику. Нехватку кадров, низкие зарплаты и выстраивание коммуникации обещали отработать в ближайшее время.