Посевы снова планируют увеличить в республике. Поля распашут на 17 тысяч гектаров. Но, чтобы прокормиться, доходов от урожая аграриям может не хватить. да и всю Бурятию обеспечить тоже не получится. С какими проблемами столкнутся фермеры в этом году и как их планируют решать?
- Хороших примеров, допустим, приехал, занимается животноводством, достигает хороших успехов, таких примеров мало.
Потому стратегия «голубого океана» подходит идеально. Это, по сути, процесс создания уникального продукта, которого нет на рынке. Вот и Василий решил нырнуть в пучину с головой. Правда, не водную, а социальную. Он ведет интернет-блог о своем хозяйстве.
Василий Балданов, блогер-ремесленник: Сейчас надо, наоборот, в деревню переезжать. Молодым тем более, потому что век возможностей, интернет, блогерство, очень много возможностей в сельском хозяйстве, потому что там везде всё пустует, надо найти, это возможность увидеть и в этом направлении идти. Без популяризации никак не получится привлечь молодежь.
А привлекать молодежь надо. Иначе на поле некому будет работать. Сейчас хозяйства землю роют, чтобы не пшеницу сажать, а людей новых найти. Фермы закрываются из-за кадрового голода. На некоторых предприятиях дефицит почти 25%.
Анатолий Лумбунов, начальник управления сельского хозяйства Селенгинского района: Нехватка бухгалтеров, зоотехников, ветеринаров, агрономов. На сегодня даже, можно сказать, пастухов нет.
Фермеры в один голос кричат: нужно поднимать престиж профессии. Те, кто променял удобный город на трудовые будни в деревне, как минимум должны получать достойную зарплату.
Анатолий Лумбунов, начальник управления сельского хозяйства Селенгинского района: На сегодня даже есть программа, которая по два миллиона дает врачам, учителям и работникам культуры. И хотелось бы тоже в сельском хозяйстве, то есть человек, который приехал в деревню работать, тоже могли подпадать под эти программы.
Поддержку просят и на закупку техники. Обновить ту, что сейчас работает в полях, никак не получается. Доход с урожая едва покрывает расходы на его посадку. А некоторые культуры, как пшеница, и вовсе ушли в минус.
Алдар Очиров, глава КФХ «Очиров А.Р.» Заиграевский район: Цена на пшеницу падает. 4 года назад можно было без проблем в промышленном объеме продать пшеницу по 14 рублей. Этой осенью средняя цена за пшеницу была в районе 10 рублей 50 копеек. За тонну 10 500 рублей. Цена на солярку выросла почти в два раза, цена на технику выросла почти в два раза. Вследствие чего нам пшеницу садить вообще нерентабельно.
Спасти счета от отрицательного баланса немного помог рапс, который не так давно начали выращивать в Бурятии. Но он не решает всех проблем. Их за круглым столом на стратегической сессии обсудили чиновники, банки и сами фермеры.
Амгалан Дармаев, заместитель председателя правительства Республики Бурятия - министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия: Очередная стратегическая сессия поставлена как раз-таки объединиться всем для того, чтобы всем вместе развить сельское хозяйство. Из всего банка мы должны выработать одну общую хорошую идею, для того чтобы эту идею… через пять лет мы отчитались, что мы благополучно ее реализовали.
Всего за время стратегической сессии озвучили 78 идей для развития сельского хозяйства. Одна из них — поддержка производства молока. Его объемы снизились на 40%. Это в ближайшую пятилетку в правительстве обещают исправить.