Минприроды России предлагает снизить требования к сбросу сточных вод в Байкал. Однако учёные и чиновники Бурятии против – по их мнению, это неминуемо отразится на состоянии озера. Какие проблемы могут появиться, если проект вступит в силу? И как к нему относится местная власть?
Железо, хром, ртуть и углерод-галоген – все эти элементы есть в сточных водах. И если их значения превышены - стоки становятся буквально ядовитыми. Чтобы этого не допустить, в России приняты предельно допустимые концентрации. Они прописаны в 83 федеральном приказе, но в этом году в него предложили внести поправки. Увеличить предельно допустимые значения вредных веществ в стоках. Например, содержание железа - в 10 раз, ртути – в 13 и галогенорганических соединений – в 200 раз.
Евгений Кислов, председатель комиссии по экологии Общественной палаты Республики Бурятии: Позиция многих экологов: запреты и ограничения нельзя уменьшать, а можно только увеличивать. Когда мы говорим в 10 раз, надо смотреть от чего мы пляшем. Может, там были такие содержания, которые неуловимы анализом и в 10 раз это будет чуть-чуть уловимо анализом.
Со слов чиновников, изменения нужны для исследований. Как сообщает ТАСС со ссылкой на Минприроды России, новые значения меньше, чем требования СанПиНа к питьевой воде.
Пресс-служба Минприроды России: Корректировка этих параметров производится только с одной целью - чтобы была возможность измерить и фиксировать эти вещества. Приказ не открывает возможность сброса вредных и ядовитых веществ, нормы по сбросу в озеро Байкал все так же строги и высоки для сточных вод, что делает невозможным такой сброс.
Наталья Тумуреева, ВРИО министра природных ресурсов и экологии республики Бурятия: Нормы в 83 приказе, они в самом деле, достаточно жёсткие и в том числе для предприятий. Это делается для того, чтобы можно было рекультивировать хвосты БЦБК, то есть, это с одной целью.
Более 6,5 миллионов тонн отходов хранятся в шлаконакопителях Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Настоящая экологическая бомба - случись землетрясение или резкий подъём воды. Ликвидировать их не могут уже около 10 лет. Свою лепту в загрязнение озера вносят и действующие очистные сооружения. В том числе и стоки, попадающие в реки.
Евгений Кислов, председатель комиссии по экологии общественной палаты Республики Бурятии: Возьмите реку Селенга, там превышение предельно допустимых концентраций по железу. По взвешенным частицам и когда, опять же, говорят, что очистные сооружения должны дистиллированную воду сливать в эту реку. Ну какой смысл? Сделайте норматив, чтобы было не грязнее этой реки и не превышало предельно допустимых концентраций, это будет нормально. Если нет сейчас методов анализов – разрабатывайте, применяйте.
Наталья Тумуреева, ВРИО министра природных ресурсов и экологии республики Бурятия: Я считаю, что проще и правильнее вообще запретить стоки в Байкал, а нормы водотоки сделать те, которые мы можем достигнуть, и которые не будут влиять отрицательно на озеро Байкал.
Обсуждение поправок в приказ завершилось 18 мая и их будущее пока неизвестно. Ученые и чиновники всё ещё спорят о новом законопроекте. Сейчас его пересматривают в Российской академии наук, после чего документ планируют снова вынести на обсуждение.
По словам экспертов, даже при действующих нормах - сточные воды сливаются в Байкал с нарушениями. Некоторые очистные не справляются уже как минимум два последних года. Эксперты, строители и чиновники обсудили проблему за круглым столом.
Байкал под угрозой катастрофы. Высокая популяция водорослей, гибель основных фильтрующих организмов, пластик, который становится едой для рыб. Все это негативно влияет на экосистему озера, немалый вклад вносит и человек.
Егор Олзоев, депутат Народного Хурала Республики Бурятия: Нарастает кризис и немалую доля нанесения вреда Байкалу - это сточные воды, это деятельность человека. 25 миллионов кубометров ежегодно сбрасывается сточных вод в водные объекты Байкальской природной территории. И большая часть, значительная – это все уходит в наш Байкал.
- Я прямо кричу, в сточных водах аммонийного азота было более 10 мг в литре. Это кошмар!
Аммонийный азот и другие опасные соединения сливаются с очистных сооружений. В Бурятии их около 40. Самые крупные - в Улан-Удэ, Иволгинском, Заиграевском и Закаменском районах. Большинство объектов построили еще в 70-80-х годах, они работают по старым технологиям и их эффективность под вопросом.
Павел Шаргаев, заместитель руководителя межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории: Все очистные сооружения, со сбросом сточных вод в водные объекты морально устаревшие. Практически на всех узлы очистных сооружений находятся в неудовлетворительном техническом состоянии. Не обеспечивается качество очистки сточных вод до нормативных требований, не устраняются нарушения, не говоря о проведении работ по модернизации, замене оборудования и ремонту. Также не решаются проблемы с недостатком квалифицированных кадров.
Чтобы не доводить до экологической катастрофы, Москва выделила 14 миллиардов на реконструкцию и строительство новых очистных сооружений. Две станции будут строиться по федеральной программе «Охрана озера Байкал», остальные пойдут по программе «Комфортное жилье и обеспечение комфортной среды».
Евгений Поляков, и.о.министра строительства и модернизации жилищно коммунального комплекса Республики Бурятия: 14 апреля 2022 года введены в эксплуатацию очистные сооружения в селе Выдрино Кабанского района. Сумма финансирования на строительство очистных сооружений в Выдрино составила более 102 миллионов рублей.
Все сооружения построят под стандарты 83 приказа Минприроды. Уже сейчас ведется подготовка по началу реконструкции правобережных очистных сооружений Улан-Удэ. В Северобайкальске проект проходит экспертизу. После нее его планируют включить в программу по охране озера Байкал.