Праздник отмечает первый в истории Бурятии детский дом. Ровно 100 лет назад в Кяхте основали место, где по сей день свою судьбу по кусочкам собирают сотни ребят.
Александр Сопкин, воспитанник детского дома в г. Кяхта с 1973 по 1983 год: И ранетки воровали, и огороды в лагере. Кяхта, конечно, страдала бедная от нас.
Вот так первоклассник Саша вместе с друзьями по детскому дому старался брать от жизни все. Ворованные ранетки, как тогда казалось, единственное, что дарило положительные эмоции. Вспоминает, что комплект одежды воспитатели выдавали на год вперед, да и убирались дети тоже сами, но все же это было лучше, чем жизнь «до».
Александр Сопкин, воспитанник детского дома в г. Кяхта с 1973 по 1983 год: Мать лишили. Детство до детдома было мрачное. У нас праздник-то был у всех детей самый хороший - это Новый год. Тонкосуконный комбинат и одежду привозил, и всё, радость была большая.
За годы детство в этих стенах провели почти 4 тысячи детей. Первых воспитанников приняли ровно век назад. Дом открыли активистки Кяхтинского женского совета, под свое крыло брали детей из разных уголков республики. За 2 года они стали семьей для 100 сирот.
Эльвира Эрдыниева, заместитель министра социальной защиты Республики Бурятия: Это один из самых старейших и мудрейших детских домов. Это детский дом, которому исполнилось 100 лет.
С каждым годом воспитанников здесь становится меньше. В 2000-х под опекой находились 157 детей, сейчас - 33. Да и условия с прошлыми не сравнить.
Наталья Красикова, бывший директор детского дома в г. Кяхта с 1998 год по 2009 год: Суп был, просто костный бульон, и перловка плавала, картошки не было. На второе была просто перловка с обжаренным луком. Черный чай и черный хлеб.
За последние 15 лет изменился не только рацион. В 2011 году детский дом переехал в новое двухэтажное здание в улусе Субуктуй Кяхтинского района. Здесь отдельные комнаты для творчества, библиотека, спортзал и, пожалуй, самое важное помещение - кабинет психолога.
Виктория: Из-за того что умер наш папа. Мне было 8 лет тогда. Мама ушла в магазин, он вышел и принялся за самоубийство. Мама вошла в горе и после этого пила-пила-пила. Я не добьюсь нормальной и успешной жизни, если буду увлекаться алкоголем и другими странными вещами. В планах у меня учиться.
- Кем ты хочешь стать?
- Наверное, ветеринаром, а потом, может быть, пойти на кинолога.
Роль психолога выполняет не только штатный специалист, за каждым ребенком прикреплен воспитатель. Дети признаются, им доверяют не меньше. За благополучием ребят следят около 35 человек.
Анатолий: Я играл в футбол, настроения не было, можно сказать, а Светлана Базаровна подняла его. Я сначала печалился, что мы проигрывали, а потом она говорит: «Верь в себя. Соберись». У меня сразу поднялось настроение.
- Ты веришь в себя?
- Да. Я всегда верил и буду верить.
Туяна Самбуева, директор центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей «Добрый»: В 2015 году было предложено переименовать детские сиротские учреждения. Ехали с коллегами в машине, кто-то предложил «Теплый». И тут ассоциация «теплый пол», а так как надо было ответ быстро дать, сразу возникло название «Добрый».
В центре работает служба сопровождения замещающих семей. Будущие приемные родители проходят курсы по воспитанию детей-сирот. Их освоили почти 500 человек, в том числе и из других регионов страны. За последние 10 лет новые семьи обрели 200 воспитанников центра «Добрый».