Трудные дороги опыта О Любови Михайловой, ставшей специалистом по торговле на БАМе.

Общество 17 сентября 2023, 17:24 10817
Трудные дороги опыта
фото представлены героями публикации

Она с детства любила торговать. Обучаясь в первом классе,  устраивала дома магазин. Став постарше, торговала на рынке луком, огурцами с бабушкиной грядки. После продажи выручку делила пополам, по-честному. Окончив Каменскую среднюю школу № 2, поступила в Улан-Удэнский техникум кооперативной торговли. Все это Любовь Васильевна Михайлова рассказала мне и моему спутнику Петру Гурулеву, когда мы беседовали с ней о работе на строительстве БАМа, сидя за чаем в уютной кухне дома поселка Каменска. 

- Как ты оказалась на БАМе? – поинтересовался Петр Алексеевич.

- Я окончила техникум в марте 1980 года. Получила направление в Нижнеангарское райпо. Обратившись по направлению, узнала, что вакансии по моей специальности нет. Мои родители работали в Новом Уояне, и я направилась туда. В ОРСе СМП-572 меня приняла замначальника Майя Гнеушева, она подписала заявление о приеме на работу товароведом, но при этом сказала, что инспектор по торговле вскоре уходит на пенсию и я займу это место.

Я была с мужем и сыном, которому шел второй год. Мужа приняли водителем в автоколонну ОРСа. Все складывалось хорошо. Прожив около месяца у родителей, мы перешли жить в вагончик. Радоваться бы надо, но он был без печки, не подключен к электричеству. Стоял боком, совершенно пустой. Холодно, на улице март. А мы молодые, без жизненного опыта. Паники не было, но и радости тоже. Но со временем, где с помощью родителей, где сами, все устроилось.

Сына Женю приняли в детсад СМП-572.  Еще не прошло и месяца, как я приступила к работе, инспектор по торговле уволилась. Я понимала, что он отвечает за работу всех магазинов, за то, чтобы был хлеб, чтобы должным образом работала столовая, и  была не готова к такой ответственной работе, поэтому отказалась. Но меня уговаривали, убеждали, что не нужно бояться.

Любовь Михайлова с коллегами

В том, что я согласилась на эту работу, и в дальнейшем моем становлении как специалиста основную роль сыграла Майя Ивановна. Она была моим наставником.

- Вас учили этому в техникуме или ты узнавала многое впервые?

- Многое узнавала впервые. Мне был 21 год, ни жизненного, ни торгового опыта не было. Оказалось, есть квартальные отчеты, которые готовит инспектор по торговле. Я с этим вопросом к Майе Ивановне. Она спокойно мне говорит, что есть папки, бери их, изучай, делай. Что непонятно, спросишь.

Сроки поджимали, приходилось задерживаться вечерами, работать в субботу. Где могли, помогали родители.

С первым отчетом я справилась, а после поняла, что нужно делать для себя месячные, промежуточные отчеты, а потом их суммировать. Так, шаг за шагом я познавала работу.

- Вы же работали в Таксимо. Что не устраивало в Новом Уояне?

- В 1981 году открылся новый ОРС СМП-670. Многие специалисты и строители уехали туда. В то время это было так притягательно - ехать на Витим. Нам терять было нечего, кроме вагончика. А там ждала новая работа. Тем более начальником ОРСа СМП-670 работал Николай Масалаб, ранее трудившийся в Новом Уояне. Мы договорились с ним о работе, взяли перевод и в путь.

Мы загрузили машину пиломатериалом, который выписали родители в СМП-572, а сверху привязали домашний скарб. Ранним утром мы тронулись в путь. Дорога оказалась сносной, поэтому к вечеру были в Таксимо.

Водитель спросил нас, где разгрузиться. Мы не подумали об этом. Муж вспомнил, что у него есть знакомый водитель, живущий в Старом Таксимо. Мы нашли его быстро и выгрузили все из машины у него в ограде. Водитель доставил нас в Таксимо и уехал. Мы стояли около построек и не знали, где ночевать. На нашу удачу мимо нас проходила женщина, работавшая в Уояне технологом общественного питания. Узнав, что нам негде ночевать, она предложила свою койку в женском общежитии. Там втроем на общежитской койке в комнате, где были еще две женщины, мы провели ночь.

Наутро начальник ОРСа Николай Антонович подписал мое заявление на должность инспектором по торговле.

- Люба, к сожалению, больше ничем не могу вам помочь. Ни вагончика, ни садика у нас нет. Сегодня как-то устраивайтесь, завтра выходи на работу.

 Я спросила у прохожих, где «нахаловка» - так бамовцы называли то место, где строили себе жилье без разрешения, и пошла в сторону леса. Утром муж сказал, чтобы я искала его там. Не углубляясь в лес, на полянке между двумя домиками стоял Виктор. Оказывается, он выбрал это место, забил колышки, перевез вещи и пиломатериал, а сейчас строил навес, под которым мы должны были ночевать. Мы разложили костерчик, сварили чай и поужинали с хлебом и консервами. Так начиналась наша жизнь в Таксимо.

Виктор устроился на работу в СМП-670. Мы уходили на работу, оставляя все вещи под навесом, никто ничего не брал. Трудно было с Женей. Первое время я брала его с собой на работу. Но он отвлекал меня, убегал на улицу, мог пойти в лес - все было рядом. Однажды убежал в лес и заблудился, но мы его отыскали. А потом отправили его в Уоян к родителям на попутке.

Виктор соорудил сарай из досок, изнутри обил его рубероидом, чтоб не продувало, на стены прибили ковры. В сентябре перешли жить в сарай, поставили железную печку. Виктору каким-то образом удалось пробросить кабель от поселка до нашего сарая, у нас появилось освещение.

Мы торопились строить свой дом. Стройматериалы брали на объектах, так поступали все. Решили построить половину дома, перейти на зиму, а там пристроить зал и спальню. Я, как могла, помогала ему в работе. Поставили печку, обложили ее кирпичом и привезли Женю. Я наняла женщину нянчиться с сыном, и он был пристроен.

На работе было легче, чем в Уояне. Поселок тогда был меньше, да и опыт я уже имела. Строились магазины, столовая, нужно было наполнять их товаром, обустраивать. За все спрос с меня как с инспектора по торговле. Проводились соревнования, праздники, мы обеспечивали продажу праздничного угощения. А в семье мы ожидали второго ребенка, жизнь продолжалась. Марина родилась 28 июля 1982 года.

Рельсы БАМа приближались к Таксимо. Я не могла дольше уделять внимание дочке, нужно было работать, поэтому, как только Марине исполнилось полгода, я вышла на работу, отдав ее под присмотр няне. Кроме воспитания детей и работы были еще и общественные обязанности - участие в художественной самодеятельности. Сейчас вспоминаю и думаю: как мы все успевали делать? В домике ни воды, ни тепла, ни канализации, двое маленьких детей, стирка, готовка, основная работа, еще и петь в хоре нужно. Мы были молоды!

Ансамбль песни ОРС СМП-670

Наш ОРС расширялся, прибавилось Муйское торговое отделение и обслуживание станции Витим. Это произошло в связи с образованием Муйского района 23 октября 1989 года за счет выделения территории Баунтовского и Северо-Байкальского районов. Теперь приходилось ездить с проверками и туда.

Встреча первого поезда на станции - это особый, большой праздник для строителей магистрали. А для нас, работников торговли, это большая нагрузка. Организовать разнообразную торговлю, порадовать и удивить гостей, накрыть столы для участников праздника - это было моей зоной ответственности. Станция Таксимо – самая удаленная на бурятском участке БАМа, поэтому доставка продуктов давалась труднее.

Казалось, что трудности позади и я достаточно хорошо знаю свое дело инспектора по торговле, с работой справляюсь. Но жизнь не дала мне легких дорог.

Осенью 1986 года ушла с работы председатель профсоюзного комитета ОРСа СМП-670. Мне предложили возглавить эту важную часть работы. Наша организация насчитывала тогда 1200 работающих, в основном это были женщины. Ни своего жилья, ни детского садика у нас не было. Я представляла себе, насколько сложной была эта работа в психологическом плане. В конце концов, сдалась на уговоры, меня избрали в профком, а там и председателем профкома.

Как бывает, к новому председателю приходили работницы в надежде, что я быстро решу их проблему. К счастью, Николай Антонович был хорошим руководителем, большинство вопросов решал сам. Для профсоюзного комитета решать проблемы вместе было проще, ведь авторитет руководителя ОРСа СМП-670 в поселке был значимым. Так мы и работали вместе, меня избрали председателем профкома на второй срок. Опыт в этом деле я тоже наработала.

- А как же перестройка? Она ведь затронула и торговлю.

- Да еще как затронула. Товаров стало меньше, вопросы жилья не решались, я оказалась на обочине. Не смогла этого пережить и ушла в частную компанию.

Начиная с конца 1991 года, я работала и на кого-то, и на себя. Открывала магазин, кафе. Построила на свои деньги магазин «У Володи», работала там, занималась гостиничным бизнесом. Когда подошел срок выхода на пенсию, приняли решение уехать в родной Каменск. Построили там дом, я стала заниматься домашними делами. Дети выросли, у меня их трое. Пятеро внуков.

Я награждена медалями «За строительство БАМ» и «Ветеран труда».

Когда раздумываю о моей жизни, благодарю судьбу за то, что она подарила мне работу на БАМе. Я работала там, где мне доверяли большое дело, несмотря на мою молодость. И при этом у меня много друзей-бамовцев. Выросли хорошие дети в обстановке всеобщего доверия. Это было счастливое время.

1 мая