97-я стрелковая. «За 20 минут боя из 309 человек нас осталось 72» Почему Гитлер приказал до последнего биться за маленький городок: о первом бое 97-й стрелковой дивизии из Бурятии, который был неудачным.

Общество 14 декабря 2023, 15:00 4903
97-я стрелковая. «За 20 минут боя из 309 человек нас осталось 72»
фото: russiainphoto.ru

Март 1942 года, район города Сухиничи Смоленской области (сейчас в Калужской), 97-я стрелковая дивизия включилась в боевые действия на заключительном этапе битвы за Москву – одной из самых кровопролитных битв в истории Второй мировой.

Воспоминания Льва Карташева

«Декабрь 1941 года в Бурятии был на редкость суровым. В пургу и стужу на станцию Дивизионная, близ Улан-Удэ, прибывали команды призванных в Красную Армию. Штаб Забфронта формировал для отправки на Запад 97-ю стрелковую дивизию. […]. С одним из командиров ушел строитель Улан-Удэ – теперь уже красноармеец 136 стрелкового полка – Никифор Афанасьев, отец четверых детей. Его назначили поваром батальона. […] Охапками уносили меховые рукавицы, шерстяные свитеры и подшлемники […] Уже с первого взгляда видно: дивизия – сибирская. […]».

Карташев Лев Сергеевич (сидит третий слева) с сотрудниками редакции газеты «За счастье Родины» 1945 г. Фото из архива Музей боевой славы национального лицея-интернат №1

К половине января 1942 года была полностью укомплектована – личный состав свыше 11 тыс. человек.

«1 февраля отправлялся на фронт первый эшелон дивизии с личным составом 69-го стрелкового полка. У вагонов состоялся короткий митинг. […] Ночью [в вагонах-«теплушках»], когда из-за экономии тушились свечи, около покрасневших, огнедышащих буржуек собирались бойцы. Вспоминали охотничьи приключения, рыбалку на Байкале, пели протяжные сибирские песни. […]

Под Москвой стали чаще встречаться санитарные поезда. Белые занавески в теплых пассажирских вагонах, чисто одетые раненые приветливые медсестры.

– Не сибиряки случайно? – спрашивали раненые.

– Они самые, – отвечали из теплушек.

– Оно и видно. По полушубкам узнал. Рядом с нами тоже сибиряки воевали. Молодцы ребята. […]

В Москву эшелоны обычно прибывали под вечер. По-военному строгой выглядела столица. После вокзалов глубокого тыла здесь казалось непривычно темно, видны были прикрытые козырьками сигнальные огни светофоров и стрелок. Ночная Москва жила… Нередко купол московского неба, как кинжалы, пронизывали лучи прожекторов. Для забайкальцев это было уже первое дыхание войны».

Гвардии подполковник Лев Карташев практически всю войну был редактором дивизионной газеты «За счастье Родины». После войны написал книгу «От Подмосковья до Кенигсберга».

Из журнала боевых действий 97-й СД: Сухиничи, март 1942 г.

1 февраля.: «[…] Занятия по боевой подготовке (в Улан-Удэ – прим.авт) проводились 15-20 дней. Мат.частью дивизия не была укомплектована. Конский состав получила низкорослый и слабосильный, в особенности для артиллерии».

5 марта: «В период с 1.2 по 5.3 дивизия переброшена со ст. Дивизионная (в Калужскую область – прим.авт.). Матчасть дивизией получена в Калуге и роздана частям 4-5 марта, личный состав освоить и привести ее в боевое состояние не успел. Дивизия укомплектована колесным транспортом, который в условиях глубокого снега и бездорожья в р-не Сухиничи оказался непригодным и сильно задерживал передвижение дивизии. Дивизия поступила в распоряжение 16 Армии».

«Военный дневник» генерала вермахта

За два месяца до прибытия 97-й дивизии в Сухиничи генерал-полковник, начальник Генерального штаба Сухопутных войск вермахта в 1939-1942 годы Франц Гальдер в своем дневнике (позже он станет известен как «Военный дневник») пишет:

«7 января (среда), 200-й день войны. Обстановка на фронте. Продвижение противника в районе Сухиничей, где наши войска находятся в окружении, и севернее. Положение на участке этого прорыва все более обостряется […] На севере, согласно показаниям перебежчиков, предстоит наступление противника на Чудово. Русские перебрасывают войска через озеро на ладожский участок фронта».

И тогда же 7 января 1942 года Гальдер в своем «дневнике» упоминает решения, принятые фюрером, среди прочих: «Сухиничи удерживать как можно дольше».

А в примечании к «дневнику» Гальдера немецкий издатель уточняет: «Гитлер рассчитывал таким образом связать на этом участке значительные силы русских. В действительности же русские оставили у Сухиничей 324-ю стрелковую дивизию, а остальными силами продолжали наступать на запад и северо-запад».

«Сухиничи удерживать как можно дольше»

Чем был так важен городок под Калугой, население которого никогда не превышало 16 тысяч человек, что за него бились несколько частей? В литературе Бурятии о 97 СД не упоминается о важности города, сам Карташев тоже не пишет об этом, поэтому нужно рассказать о значении объекта. 

 Волость Сухиничи с центром в одноименном селе впервые упоминается в 1448 году. С середины 18 века в нем проходили ежегодные ярмарки, тогда же он стал крупным перевалочным центром с/х торговли.

Но самое главное – с 1899 года – это железнодорожный узел.

Боевой журнал 97 сд, от 01.10.1942

7 октября 1941 года Сухиничи был оккупирован немцами, там создали лагерь для военнопленных и разведшколу для диверсантов из местных жителей. В литературе Бурятии о 97-й СД, к сожалению, не упоминается о тактической важности города, поэтому нужно рассказать о причинах. 

Карта боевой путь 97-й СД

Город стоит на скрещении ж.-д. магистралей – ключ к важным опорным пунктам врага. Владея городом, немцы пытались отвлечь часть сил Красной Армии от активных операций. Его потеря лишила бы немцев важной базы для сил, а с перехватом войсками Западного фронта железной дороги Вязьма – Брянск нарушилась бы оперативная связь двух основных группировок врага, действовавших сразу против двух фронтов.

Схема размещения частей 97-й СД

(«Книга памяти Калужской области» / Сухиничский район).

***

29.01.1942 Сухиничи были освобождены, советские войска шли на запад. Но первый бой, 9 марта, 97-й стрелковой дивизии состоялся именно под Сухиничами. Бой под Сухиничами, вероятно, был один из многих в Ржевско-Вяземской наступательной операции; её главная цель – разгром немцев на этом участке. И бой этот успеха не имел, как и сама операция.

«Атака захлебнулась. Опоздали с боеприпасами. Значительные потери…»

9-10 марта дивизия из Бурятии вступила в свой первый бой в районе Куклино, Шваново (Чваново), Боброво, Сорочка и Тешилово ныне Калужской области. До Москвы около 250 км.

Карташев пишет: «Выдвижение […] произведено с опозданием – колесный транспорт с большим трудом продвигался по снежному месиву полевых дорог. Особенно тяжело продвигались орудийные расчеты. Наступление началось уже в светлое время, без огневой подготовки и не получало необходимой артиллерийской поддержки. Недостаточно были разведаны боевые средства и силы противника. […]

Сугробы мешали маневру […]. Передвигаясь по пояс в снегу, бойцы выбивались из сил […] Из-за сложных условий местности, слабой организации боя и недостаточной […] обученности […] наступление успеха не имело. Преодолеть прочную […] оборону гитлеровцев […] воины дивизии не смогли. Ко всем неудачам тех дней прибавилась ещё одона: 8 марта во время артобстрела в Сухиничах был тяжело ранен командарм генерал Рокоссовский. Встреча […] со своим прославленным земляком отсрочивалась».

Николай Хайдуков (Джида): «среди воинов бурят и якутов сразу нашлись отличные охотники, которые стали снайперами оптического орудия так, что немцы боялись показать головы… […] мы находились в обороне. Немцы пытались прорвать линию обороны, но откатывались с большими потерями как в живой силе, так и в технике…».

Виктор Савельев: «Первые бои мы вели в Сухиничах, особенно тяжелые за деревни Куклино и Сорочка, где потеряли многих товарищей. Первые смерти, первые раненые – все это отложило на нервную систему отпечаток».

Максар Зыков: «возле деревни Куклино попали в такую переделку, что и сейчас вспоминать страшно. За двадцать минут боя из 309 человек нашего батальона осталось 72 человека, я в том числе…».

«Неуспех объясняется слабой арт.поддержкой, минометы в бою участия не принимали из за отсутствия боеприпасов, полк понес значительные потери», – запись в журнале от 14 марта. https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=130269271

«Атака захлебнулась. Опоздали с боеприпасами. Серьезные потери. Части не учли…», – ключевые слова в журнале.

Ржевско-Вяземская операция (08.01 – 20.04.1942)

Несмотря на возникшие в ходе контрнаступления под Москвой проблемы, ВГК, оптимистично оценивая его итоги, считало необходимым использовать создавшееся положение для изменения обстановки на всем фронте. 5 января 1942 г. прошло заседание Ставки ВГК. Сталин изложил свои взгляды на ведение войны: нанести поражение основным группировкам противника и, не давая ему возможности закрепиться на достигнутых рубежах, «гнать… на запад без остановки, заставить… израсходовать резервы еще до весны… и обеспечить, таким образом, полный разгром гитлеровских войск в 1942 г.».

Итог – советские войска продвинулись, освободив Московскую, Тульскую и ряд районов Калининской и Смоленской областей. Но главную задачу – окружить и уничтожить ржевско-вяземскую группировку врага – решить не смогли. Потери сторон: СССР – 272 320 безвозвратные, Германия (01–03.1942) – около 54 800 человек убитыми и пропавшими без вести. К весне 1942 г. в районе практически не осталось немецких дивизий вермахта, способных вести наступление.

***

Но за несколько месяцев дивизия быстро набрала опыт, научилась воевать и 19 декабря газета дивизии «За счастье Родины», редактором которой был Карташев, писала: «За время боев ею было освобождено 20 населенных пунктов. 233 снайпера истребили свыше 2 тысяч фашистов. 189 лучших воинов к тому времени были удостоены правительственных наград. 193 младших командира и красноармейца стали офицерами».

Ржевско-Вяземская операция была частью контрнаступления под Москвой. Битва за столицу имела важное стратегическое и политическое значение как в стране, так и зарубежом.  Потери: Германия – св. 500 тыс. чел. убитых, раненых и пропавших без вести; СССР – ок. 937 тыс. убитых и ок. 899 тыс. раненых.

***

В июле 1970 года группа ветеранов дивизии посетила места этих боёв. «С болью в сердце пережили горечь первой фронтовой неудачи, склоняя головы перед светлой памятью наших однополчан», пишет в своей книге Карташев.

Факты

Герой Советского Союза Никифор Афанасьев (15.06.1910 с. Мухор-Тала, ныне Заиграевский район – 06.12.1980). До войны работал на мясокомбинате в Улан-Удэ. В 136 СП сначала служил поваром, но имел опыт охотника и в июне 1942 г. написал заявление о переводе в роту снайперов. Организатор снайперского движения в дивизии. Герой Советского Союза 03.06.1944. Почетный гражданин с. Думиничи (село недалеко от Сухиничей). Участник боёв на реке Халхин-Гол в 1939 г.

***

В 97-й СД артиллерийским техником служил мл. лейтенант будущий Народный артист Бурятской АССР, Заслуженный артист РСФСР, артист Бурятского драматического театра Георгий Лосев.

***

Бурятский национальный лицей-интернат №1 в 1975 году создал Музей боевой славы. Музей проводил встречи с фронтовиками 97-й СД, конференции и вел переписку с бывшими военными из 97-й СД по всей стране. Собрал уникальную коллекцию писем и фотографий. Многие цитаты в данной статье приведены из этого архива.

***

Дивизия была в составе 16 армии, которой командовал Рокоссовский. Он пишет: «Не забывали 16-ю армию и трудящиеся […] всей страны. Делегации […] приезжали […] даже из далекого, но памятного мне по службе в двадцатых годах Забайкалья».

***

Предисловие к книге Карташева написал Дважды Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза Иван Баграмян. Он также командовал 16 армией.

Справка:

97-я стрелковая дивизия (II) сформирована в Улан-Удэ, на станции Дивизионная в период с 20.12.1941 по 01.02.1942.

10.04.1943 г. дивизия была преобразована в 83-ю гвардейскую. Полное название: 83-я гвардейская стрелковая Городокская Краснознаменная, ордена Суворова дивизия.

Операции (основные): Орловская наст. «Кутузов» (авг. 1943), Городокская наст. (дек. 1943), Белорусская операция «Багратион» – разгром немцев в Белоруссии (06.-07.1944), Восточно-Прусская наступательная операция (01.-04.1945 г.) и др.

Автор благодарит Музей боевой славы Бурятского национального лицея-интернат №1 и лично заведующую музеем Веру Раднабазровну Шултунову, а также Национальную библиотеку РБ и библиотеку филиал №10 МАУ ЦБС Улан-Удэ за предоставленные материалы. 

В статье использованы материалы: 

1. От Подмосковья до Кенигсберга : Боевой путь 83-й гвард. стрелковой городокской Краснознам., ордена Суворова дивизии. - Москва : Воениздат, 1980

2. Великая Отечественная война 1941–1945 годов.  Том3. Под ред. С.К. Шойгу. М. 2013

3. Центральный архив Министерства обороны РФ pamyat-naroda.ru

4. Военный энциклопедический словарь МО РФ. encyclopedia.mil.ru

5. Гармаев В.Д. Деятельность военных комиссариатов по формированию воинских частей на территории Бурят-Монгольской АССР : 1923-1945 гг. – Улан-Удэ. Изд-во ВСГТУ. 2006

6. Забайкальский военный округ. Краткий военно-исторический очерк. Под редакцией Героя Советского Союза, генерала армии П.А. Белика и генерал-лейтенанта В.А. Гончарова. Иркутск.

Фото на главной: Танковые бои под Москвой. 1 января 1941 - 20 апреля 1942. Автор: Александр Устинов. Источник: russiainphoto.ru

Копирование разрешено только с письменного согласия главного редактора
7 октября