В музеях и дацанах Бурятии можно встретить разные буддийские реликвии. Все они несут в себе свои истории и смыслы. О некоторых из них мы расскажем в следующем материале.
Маска мистерии Цам
В фондах Музея истории Бурятии им. М. Н. Хангалова хранится маска Жамсарана – бога войны и сахюусана – защитника Учения. Жамсаран стал известен с середины XVI века, когда его объявили главным защитником Далай ламы тибетского монастыря Ташилунпо. Верующие верят, что молитвы к Жамсарану уничтожают врагов, препятствия на Пути и защищают от страха и опасности.
Такую маску использовали в особых ритуальных танцах и пантомимах, которые исполняли подготовленные ламы раз в году в крупных буддийских монастырях.
Исполнение мистерии преследовало несколько целей сразу, причем в каждом монастыре были свои приоритеты: способ умиротворения и нейтрализации злых духов, устрашение врагов буддизма, подготовка души к тому, что ожидает человека после смерти в период «бардо» (промежуточного состояния), или средство, ведущее к Просветлению.
Ритуальные костюмы и маски делали из папье-маше или дерева, раскрашивали, покрывали лаком, позолотой, иногда даже инкрустировали драгоценными камнями. Маска могла весить до 30 килограммов. Их изготовление приравнивается к высокому искусству.
Во второй половине XIX века этот вида Цама появился и в Бурятии, здесь его назвали Цам докшитов. Главными действующими лицами были докшиты (бур. сахюусан) – охранители и защитники буддийской веры в их гневном воплощении. Кроме этого, в конце этого же века стали проводить и другой хурал – Цам Дуйнхор (Калачакра).
Пышное богослужение Цам-хурал докшитов проводилось один раз в год летом и собирало множество верующих.
В Тамчинском дацане, который находится в Селенгинском районе, Цам-хурал ввели в 1878 году. В мистерии Цама докшитов этого большого монастыря участвовало 78 персонажей, в других дацанах число участников варьировалось.
В исполнении ритуальных танцев четко соблюдались строгие каноны: порядок выхода масок, их число, точность костюмировки и атрибутов, танцевальные движения и заклинания - мантры или тарни.
Большие монастырские четки
В дацане Ринпоче Багша можно увидеть четки, поражающие своим большим размером. Буддийский атрибут сделали из ценного африканского дерева бубинга, возраст которого составляет 2 тысячи лет. В общем четки весят 350 килограммов.
За свою жизнь дерево бубинга видело возникновение, процветание и падение многих государств и империй. После завершения срока жизни дерево привезли в Японию, в порт города Нагоя, где его выкупил японский монах Хаяши Хироши.
С искренним пожеланием мира и благоденствия всем людям он вручную изготовил несколько наборов четок и преподнес их в дар буддийским монастырям Японии, Южной Кореи, Монголии, Канады и России.
Один из экземпляров 1 сентября 2008 года монах преподнес в дар дацану Ринпоче Багша. В день, когда четки привезли в храм, досточтимый Ело Ринпоче провел ритуал их освящения.
Скульптура Зеленой Тары
Сидящая фигура Ногоон Дари Эхэ – Зеленой Тары хранится в фонде музея Иволгинского дацана.
Зеленая Тара - одна из женских эманаций бодхисаттвы «беспредельного» сострадания Авалокитешвары, а также спутница Будды Амогхасиддхи. Обычно изображается с телом зеленого цвета, что считается символом ее активности. Буддисты верят, что она моментально приходит на помощь, лишь стоит упомянуть ее имя. Ее мантра помогает побеждать всех демонов, достигать исполнения всех желаний и уничтожать препятствия.
Скульптура Зеленой Тары позолочена, окрашена минеральными красками. Черные волосы собраны в высокую косу с перегибом, длинные локоны на плечах. Голова украшена пятизубцовой «драгоценной» короной с красными лентами, в ушах - круглые серьги.
Лицо овальной формы имеет тонкие черты, полуприкрытые глаза и небольшой улыбающийся рот. В правой руке, лежащей на колене, лежит стебель лотоса с бутоном, левая рука находится перед грудью, большой и средний пальцы образуют кольцо – «жест для вложения цветка», в ней стебель лотоса с бутоном.
На груди - ожерелья с подвесками, одно из них свисает до уровня пупка, на руках и ногах двойные браслеты с украшениями. На бедрах - юбка сине-красного цвета с красно-золотистым поясом, кайма по краю юбки с орнаментом. Восседает богиня в «правосторонней» позе, когда ее правая нога спущена с трона на маленький лотос, распустившийся у ног, а левая нога остается на троне. На плечах - шарф «святости», узкие ее концы обвивают руки. Восседает она на лунно-лотосовом троне.
Статуя Благодетеля живых существ
Второй Халха-Джебцзун-Дамба-хутухта был первоиерархом монгольских буддистов. Его статуя хранится в Музее истории Улан-Удэ.
Джебцзун-хутухта родился в 1724 году в Монголии, получил начальные монашеские обеты. Через год состоялась церемония объявления его хубилганом - «перерожденцем». Время присвоения этого титула объявлялось перерождением кого-либо из выдающихся деятелей буддизма.
Представление нового хубилгана маньчжурскому императору отложили из-за джунгаро-маньчжурских войн и состоялось лишь в 1736 году
В 1739 году новый Богдо-гэгэн – а именно так называли главу буддийской сангхи Монголии, основал в Урге тантрический дацан и отдельно храм для тантрических церемоний. Руководил реставрацией и строительством других храмов. При нем постоянно состояли два адъютанта-китайца, приставленные по распоряжению императора. Помимо дацанов в 1775 году Джебцзун-хутухта основал первую в Халхе школу цанида, специально создав для нее архитектурный проект, придумав костюмы лам и мелодии особых напевов для хуралов.
Во время нового джунгарского восстания под руководством Амурсаны, в котором на стороне последнего участвовал его старший брат Ренчиндорж, Богдо-гэгэн разослал во всем четырем аймакам Халхи своих представителей для успокоения народа, за что получил к собственному титулу приставку «благодетель живых существ». В 1757 году скончался во время эпидемии оспы. Позже новых хубилганов находили только в Тибете.
В 1764 году в ознаменование заслуг Богдо перед империей по указу императора Цяньлуна заложили монастырь Дамбадаржайлин. С 1774 года, когда в него перенесли мощи Джебцзун-хутухта, монастырь стал усыпальницей всех последующих хубилганов Богдо-гэгэна.
Фото: Национальный музей РБ, дацан Ринпоче Багша, Иволгинский дацан, Музей истории Улан-Удэ