Фонд Музея истории Улан-Удэ – кладезь самых разных экспонатов из разных эпох. Но все предметы объединяет одно – каждый из них имеет уникальную и любопытную историю. О некоторых экспонатах мы расскажем в этом материале.
Сабельный клинок
Редкую находку, которая ныне хранится в Музее истории города, обнаружили внутри захоронении в районе Стеклозавода в начале 90-х годов. Длина клинка - 90,1 см, ширина - 3,2 см. Клинок украшен небольшим орнаментом. Посреди него имеется линия сгиба, имеющая свою особенную историю.
Это объясняется тем, что, по сведениям этнографов, у некоторых сибирских народов существовал обычай хоронить воинов с оружием, которому придавали непригодное состояние – сгибали либо разламывали. Таким образом, получалось, что вместе с воином «умирало» и его оружие.
Резное зеркало
В фондах музея хранится старинное резное зеркало.
В России первый зеркальный завод завели в Киеве по указу Петра I. В первой половине XIX века зеркало уже стало неотъемлемым предметом интерьера дворянских домов.
Зеркала были обязательными элементами интерьера парадных комнат. Причем в главных комнатах зеркала были значительно богаче и роскошнее, чем в жилых. Они придавали зале более нарядный и блестящий вид и, отражая предметы украшения - вазы, картины, цветы, богато отделанную мебель, зрительно увеличивали их количество. Кроме того, во время торжественных вечеров, праздников многократно увеличивали и отражали горящие свечи, создавая эффект более яркого освещения, что было немаловажно для того времени.
В то время производство зеркал было очень вредным из-за паров ртути, которую содержала амальгама. Только в середине XIX века ртутную амальгаму заменила серебряная. К тому же производство зеркал было не только вредным, но и весьма трудоемким и длительным процессом. Все это существенно влияло на стоимость.
Икона «Утоли мои печали»
Икона написана в традиционной иконографии Богоматери «Утоли моя печали». На ней можно увидеть поясное изображение Богоматери в небольшом повороте влево. Левой рукой Она придерживает Младенца, правой рукой касается головы, взгляд обращен на молящегося. Младенец сидит на коленях Богородицы, чуть откинувшись назад, в руках у него развернутый свиток с текстом: «Сутъ правидным и приим». В каноническом исполнении слова на свитке - это текст из Книги пророка Захарии, одной из частей Ветхого Завета: «Суд праведный судите, милость и щедроты творите кийждо».
Икону, которая хранится в Музее истории города, написал провинциальный мастер. На это указывает цветовой строй иконы: использование ярких контрастных насыщенных красных, голубых, бордовых и охристых оттенков, имеющих отголосок народного искусства.
Также признаками «народного» происхождения иконы стали ошибки в написании названия «Утолимыя пичаль» и в тексте на свитке, недостаточно хорошее качество обработки доски, отсутствие паволоки и тонкий грунт, возможно, гипсовый. Простота провинциального письма прочитывается в складках мафория – верхней одежды Богородицы, ее лик написан также в два тона.
Тем не менее очевидно, что иконописца благословили на это занятие, так как по традиции лики на иконах могут писать только благословленные мастера, и он имел немалый опыт.
Стилистически икона относится к «старому письму», который сохраняли и развивали старообрядцы и единоверцы. Но так как единоверческие мастерские были официальными и выпускали качественную продукцию, эта икона, скорее всего, создавалась и использовалась представителями древлеправославия. Также можно предположить, что ее написали в Сибири, так как привозные иконы отличаются уровнем письма и другими, в том числе стилистическими особенностями.
Прототипом иконы можно считать памятник «невьянской» иконописи первой половины XIX века, характерной для Урала. На это указывает композиционный строй иконы и следование традиционной иконографии. Охристый фон иконы имитирует сплошное золочение, характерное для иконописи горнозаводского Урала.
Фотоальбом кооператива «Единение»
Потребительно-производительные общества, или кооперативы налаживали правильное распределение продуктов, всенародный учет и контроль над производством. Подобное общество появилось в Верхнеудинске в 1923 году. Центральный рабочий кооператив получил название «Единение».
В него входили Ганзуринскнй кожзавод, Прибайкальский рыбоконсервный завод, Верхнеудинские конфетно-шоколадная и колбасная фабрики, мыловаренный и свинооткормочный заводы, паровые мельницы простого помола, сапоговаляльная фабрика, кожевенный завод, ломовая артель и, наконец, кузнечно-слесарная мастерская.
Кооператив «Единение» по многим показателям шел впереди сибирских рабочих кооперативов. На средства потребкооперации в бурятских улусах создавались красные юрты, уголки матери и ребенка, избы-читальни, детские сады и ясли, приобретались радиоустановки, кинопередвижки. Кроме того, работники потребительской кооперации принимали активное участие в ликвидации неграмотности.
Упаковка из-под конфет фабрики «Абрикосовъ и сыновья»
Сладостями торгового дома Абрикосовых в начале 20 века лакомился каждый второй житель Российской империи. Ассортимент фабрики был огромен - 230 наименований: карамель «Раковые шейки» и «Утиный нос от кашля», мармелад «Лилипут» и «Царский», кофе, какао, зефиры, пироги, марципаны, пряники, печенье, компоты, варенье, пастила, каштаны в сахаре. Некоторые изделия были уникальны, например, «ералаши» - коробки с конфетами ассорти, шоколадные зайцы и дед-морозы, а также прародители киндер-сюрпризов - ларцы конфет с вложенными игрушками, открытками и мозаиками.
К началу 20 века товарищество Абрикосовых выпускало в год 400 тонн кондитерских изделий. В штате трудились две тысячи рабочих. Годовой оборот превышал 2,5 млн рублей.
При всем этом качество продукции продолжало оставаться на высоте, что подтверждают награды всероссийских торгово-промышленных выставок в 1882, 1896 и 1899 годах.
На выставке 1899 года товариществу Абрикосовых также присвоили звание поставщика двора Его Императорского Величества. С тех пор этот знак изображался на упаковке всех изделий Абрикосовых.
В 1918 году фабрику национализировали и переименовали в фабрику имени Петра Бабаева. Так, преемником фабрики стал концерн «Бабаевский».