«Нацпроекты» - зачем они Бурятии Год назад Владимир Путин подписал «майский указ», поручив проработать национальные проекты сразу по 13 направлениям. В Бурятии под курирование исполнения проектов создали Временный координационный комитет. Что удалось изменить, и что ещё в планах?

Политика 19 июля 2019, 15:29 2429
«Нацпроекты» - зачем они Бурятии

Не формальности ради

«Временный координационный комитет» в Бурятии появился в марте 2019-го. Возглавил его Константин Вырупаев – московский чиновник с «забайкальским прошлым», который лично участвовал в формировании и проработке некоторых проектов. Более 15 лет работая в федеральных госструктурах, он, как говорит сам, «пытался не растерять своё региональное». Однако с марта слышно о Комитете было немного. Как говорит сейчас его руководитель – всё это время работали, и вот теперь можно подвести некоторые итоги.

- Понимание подхода уже сформировалось, и оставалось понять, как идёт работа внутри конкретно республики Бурятия. Необходимо было пообщаться с непосредственными исполнителями, набрать материал для анализа, чтобы предложить структуру и алгоритм её функционирования, - рассказывает сам Константин Вырупаев.

Уже к концу 2019 года Бурятия должна будет отчитаться перед президентом за выполнение более ста показателей. О каких же проектах идёт речь, и какие могли в республике быть проблемы?

В качестве одного из ярких примеров в комитете приводят национальный проект «Здоровый образ жизни». По задумке - амбициозный, сложный в реализации, но крайне важный для каждого жителя региона. Задействован в работе с ним изначально был лишь Центр профилактики. Тогда как одними плакатами проблему явно не решить.

- Центр был буквально один на один со своим горем, притом, что здесь должна быть совместная работа и Минобразования, и Минспорта, и Минкультуры. Но нужно отдать должное всем министерствам и ведомствам, а также куратору Вячеславу Цыбикжапову (зампред по социальному развитию. - Прим. ред.). Мы провели целый ряд совещаний и других мероприятий, в итоге в процесс были вовлечены все, в общей сложности - 14 участников. Проект будет действительно выполнен, а не выполнен формально, - рассказывает глава Координационного комитета.

Константин Вырупаев также делает акцент на том, что в связи с «майским указом» министерствам придётся всё чаще заниматься не только текущей работой, но и проектной деятельностью. Причём деятельностью совместной. Что ж, такого в регионах, похоже, ещё не было.

Один знал – другой нет

Тем временем в Комитете отчитываются и о работе с районными муниципальными образованиями. Важно было объяснить, чем районам могут быть полезны национальные проекты, и понять, что об этом вообще знают на местах. Дабы разобраться в вопросе и провести необходимую работу «в поле», были сформированы специальные мобильные бригады до 50 человек. Первым такую бригаду принял Мухоршибирский район. Что это дало?

- Если мы говорим про культуру и образование, то больше 70% федеральных бюджетных средств выделяется на конкурсной основе. Соответственно, те же директора районных школ, учреждений культуры должны уметь правильно сформировать и направить заявку на получение финансирования. Допустим, для районного дворца культуры 3-5 млн это же приличные средства! Люди должны понимать, как их можно получить.  Но некоторые даже не знают, что могут участвовать в подобных проектах.

Работа в районах велась и до Координационного комитета, отмечает наш собеседник. Однако задача последнего здесь - структурировать её и вывести на системный подход. Теперь не должно быть так, что один специалист знает обо всех возможностях, которые открывают перед ними национальные проекты, а другой - не знает ничего.

Напомним, в настоящее время Бурятия задействована в десяти национальных проектах, в структуре которых 46 региональных. Многие из них связаны друг с другом и распространяются сразу на несколько районов республики. Однако есть и «уникальные» проблемы, которые также решаются путём реализации нацпроектов.

Так, одна из набивших оскомину тем – уже упомянутое «Сохранение озера Байкал». Это федеральный проект, который включен в национальный под названием «Экология». К нему также относится проект «Чистая вода», затрагивающий, в частности, те районы Бурятии, которые сегодня живут с привозной водой.

- Ведь и эту проблему можно решить. Все ли жители таких районов знали, что можно попасть в эту программу? Нет. А как она поменяет их качество жизни! - подчёркивает Константин Вырупаев.

Проектов много, людей, которые не знали, как с ними работать – ещё больше. А потому мобильные бригады до конца года объездят все районы республики. По мнению главы Координационного комитета, таких выездов в каждый район вплоть до 2024 года должно быть как минимум два в год.

«Сверили часы»

Между тем с марта по июнь Координационный комитет проводил также общий аудит региона. Что-то в подходе к работе с проектами тут же меняли, настраивали, «сверяли часы» и показатели.

- Нужно было просчитать риски невыполнения, увидеть, что Бурятии удалось наработать, и каким образом сформированы региональные проекты. Республика должна была охватить их максимально возможное количество. Итогом стало то, что мы участвуем в 46 проектах из 72, - отмечают в комитете, - Можно сказать, что мы выглядим на всероссийском уровне очень достойно.

Абсолютно во все проекты влиться не получится. Как Московская область, например, не может участвовать в проекте по сохранению озера Байкал, так и для республики некоторые возможности закрыты.

- Бурятии тяжело тягаться с крупными субъектами. Однако если системная работа продолжится и дальше, по ряду направлений мы можем быть в лидерах. В рамках нацпроекта «ЗОЖ» мы предложили 20 «пилотов» по здоровому питанию, и наш проектный офис включили в отработку с Минфином как один из лучших. Здесь нужно понимать уровень и масштабы: если «пилоты» будут запущены удачно, наши практики будут внедряться по всей стране, - говорит наш собеседник.

Кроме того, сегодня Бурятия – единственный регион ДФО, который реализует непростой национальный проект «Производительность труда». Этот опыт оказался новым как для Министерства экономики республики, так и для других министерств, которые подключились к его реализации. На старте проекта выделили 22 млн рублей. По прогнозу, налоговые поступления в бюджет до 2022 года составят 1,3 млрд рублей.

- Было много и точечных решений по ряду направлений. Отдельно мы собирались с представителями малого, среднего бизнеса. Осуществляем взаимодействие с Минсельхозом, Министерством экономики. С РАЛХ недавно чертили «дорожную карту» на экспорт пеллет. Обозначился целый спектр вопросов, который необходимо решать.

Внутренняя работа и инициатива

Многие регионы привыкли решать вопросы личными встречами с влиятельными людьми в Москве. Вероятно, этого ожидали и от Координационного комитета. Тогда как всю работу можно настроить внутри, и те же 7 млн на детский сад (как это вышло в Мухоршибири) получить, лишь правильно расписав идею и заполнив документы.

- Взаимодействие с федеральными министерствами необходимо разве что для входа дополнительных региональных проектов. Но они точечные и носят чисто технический характер.

Сегодня к работе с национальными проектами интерес проявили многие, в том числе депутаты Народного Хурала, но, что более ценно – активизировались обычные люди. На данный момент формируется Совет, куда войдут лидеры от различных организаций и движений.

- Речь идёт о взаимообмене мнений на улучшение ситуации. Если мы перестанем друг другу шпильки вставлять, а будем делать одно дело - и общественники, и муниципальные служающие, и госслужащие, тогда у нас региональные проекты будут действительно только улучшаться. А это значит, улучшится наша с вами жизнь.

Сейчас Временный Координационный комитет подводит предварительные итоги своей работы. И переходит к «тонким настройкам».

- Мы не собираемся дублировать чьи-то функции. Предварительный срок нашей работы составлял один год. Но мы уже подходим к определённому завершению.
29 марта