«Сверхъестественное»: Городские легенды Несметные сокровища в подвале храма, странные огоньки на городских кладбищах, явления призраков - и всё это в Улан-Удэ.

Общество 29 октября 2023, 13:01 7535
«Сверхъестественное»: Городские легенды
фото: Ариг Ус

Городской сад

Первым документальным подтверждением паранормального явления в Улан-Удэ можно считать публикацию в «Иркутских епархиальных ведомостях» от 1863 года. В ней речь идёт о могиле ссыльного нижегородского иеромонаха Арсения: «Верхнеудинский старожил купец Орлов объяснял, что над могилой Арсения в ночное время виднелась горящая свеча». Позднее другой верхнеудинский купец Иван Григорьевич Байбородин неоднократно видел горящую свечу на могиле усопшего, и «подобные явления давались не ему одному, а некоторым другим».

Иеромонах Арсений умер под Верхнеудинском по пути в Свято-Троицкий Селенгинский монастырь и был похоронен на Троицком кладбище (ныне горсад). Над его могилой купцом Байбородиным была установлена каменная часовня. Судя по старинным фотографиям, часовня Арсения находилась у юго-западного угла Троицкой каменной церкви. А само кладбище существовало на тогда еще пустынном косогоре с 1770-х годов, когда по императорскому указу было велено устраивать кладбища за пределами городских кварталов. Кладбищенская церковь вначале была деревянная, затем построили каменную. В 1940-х годах церковь закрыли, надгробия снесли, а к храму пристроили танцплощадку. Поскольку все захоронения остались на месте, в колодец-костницу при современной Троицкой церкви до сих пор сносят найденные в парке человеческие останки.

 Одигитриевский собор

С главным храмом Улан-Удэ связана таинственная история исчезновения православных и буддийских ценностей: культовых предметов из драгоценных металлов, богодуховных книг и прочего. Как рассказывает историк Алексей Тиваненко, в 1942 году по распоряжению Главмузея РСФСР особо ценные экспонаты антирелигиозного музея спрятали в подвалах собора, так как существовала угроза нападения японцев на восток СССР. И след этих сокровищ странным образом потерялся. Официальная версия - в 1948 году заново заливали пол Одигитриевского собора бетоном и пустой подвал засыпали. Но у краеведов она вызывает сомнения.

 «Мы с краеведом Анатолием Жалсараевым сумели обнаружить не только замурованный ход в подвал, но и путем раскопок нашли под бетонным полом обломки культовых вещей, - пишет Алексей Тиваненко. - Замурованные ценности представляли собой вещи из золота, серебра, драгоценных камней, жемчуга, бронзы; были там иконы, скульптуры, ритуальные облачения с позолотой. Четверо молодых ребят, набранных из школ ФЗУ, принимали ящики и складировали их в подземном помещении довольно внушительных размеров, где может разместиться до 100 человек. В стороны от него вели какие-то подземные боковые ходы».

Сведений о том, что сокрытые ценности после окончания Великой Отечественной войны были подняты обратно, нет. Но старожилы улицы Линховоина (сейчас она снова носит название Соборной) поговаривали о существовании тайного хода между Одигитрием и снесенной Спасской церковью и о подвалах, набитых церковной утварью. Также существует легенда, что жительница деревянного домика близ Спасской церкви нашла вход в подвал при расширении домашнего подполья и много лет жила тем, что продавала найденное на вещевом рынке.

 Верхняя Березовка

Очень интересный аномальный случай был описан известным бурятским художником Владимиром Инкижиновым. Она произошла с ним в 50-е годы глубокой осенью на даче, где художник работал над этюдами. Владимир Инкижинов тогда никак не мог найти спички, хотя даже помнил этикетку на коробке: летчица, герой Великой Отечественной войны Марина Раскова. Снизу картинка была слегка надорвана. Еще раз всё переворошив и не найдя спичек, художник вышел на веранду. Улица была безлюдной — все дачники уже съехали.

 «Я огляделся вокруг и вдалеке заметил женщину, которая пахала на лошади, идя за плугом. Стараясь не упускать их из виду, я поспешил за женщиной, надеясь попросить у неё спички. Но сколько бы я ни шёл, расстояние между нами не сокращалось. Фигура женщины за плугом и лошади с развевающейся гривой продолжали удаляться от меня, словно маня и увлекая за собой, - вспоминал Владимир Владимирович. - Когда я опомнился, было уже поздно, солнце ушло за горы. Увлеченный погоней за странным видением, я не заметил, как оказался в лесу. Сначала думал, что без труда найду дорогу обратно. Но не тут-то было. Я стоял на лесистом холме, а передо мной расстилалась неоглядная тайга. Делать нечего, я пошёл наугад и, к счастью, через некоторое время вышел на широкую лесную тропу. Сумерки сгущались, затем совсем стемнело, пошёл снег. Ветер завывал меж соснами. Идти по темному лесу было жутко, студёный ветер пронизывал тело, а снег залеплял глаза».

В конце концов, тропа вывела художника в посёлок Орешкова. Домой он добрался часам к одиннадцати вечера. И на тумбочке в прихожей увидел знакомый коробок спичек со слегка надорванным портретом знаменитой летчицы. Жена на расспросы пожимала плечами, мол, целый день там ничего не было. Коробок Инкижинов сохранил на память о случившейся с ним мистической истории.

По материалам книги «Занимательный Улан-Удэ» (16+), собравшей очерки известных краеведов и городские предания. Книга издана Центральной городской библиотекой им. И. К. Калашникова.

3 мая