Проблемы социального сиротства в Бурятии: почему при живых родителях дети находятся в госучреждениях? Насколько это оправданно, приедет проверить всероссийская инспекция уполномоченного. Также в республике уже идет прокурорская проверка. С чем связан усиленный контроль и какие меры предлагают ввести уже сейчас?
Сиротами при живых родителях чаще всего становятся дети алкоголиков. Из семьи их забирают в крайнем случае, но так получилось, что в Бурятии таких случаев много. По данным соцзащиты, за 9 месяцев по всей стране из семей забрали 773 ребенка, 163 из них - в нашей республике. Только 60 вернулись домой. По мнению уполномоченных, эта цифра могла бы быть больше.
Наталья Ганькина, уполномоченный по правам ребенка Республики Бурятия: Не буду называть район, но это совсем недавно - мальчик потерял маму, папа стал злоупотреблять алкоголем, ребенка поместили в соцучреждение. Мы созвонились с отцом и спросили: «Может быть, помощь нужна?» Он говорит: «Да, нужна. Я один не могу справиться». Мы предложили помощь, что давайте мы прямо сейчас в наркологический диспансер обратимся и вам помогут. Он не может это сделать, потому что у него нет паспорта. То есть там цена вопроса буквально 2000.
Таких примеров по стране немало. Штат уполномоченных по правам детей объявил о всероссийской инспекции. Ее провели уже в 20 регионах, в Бурятию федеральные эксперты приедут в следующем году. А пока свою проверку ведет прокуратура, чтобы оценить, насколько слажено работают опека, соцзащита, больницы, школы и детсады.
Батор Будаев, прокурор Кабанского района Республики Бурятия: Из-за того что нагрузка большая, она становится формальной. Они не могут понять суть проблемы, как бы зайти глубоко. Вся работа, деятельность органов системы профилактики должна быть взаимосвязана.
Говорят, уже нашли несколько замечаний, по каждому вынесут представление. По мнению же общественников, проблемы назрели давно.
Светлана Хабаркова, член Общественной палаты Российской Федерации: Сигнал о неблагополучии это не есть постучать «тук-тук», а это есть забота о детстве. А давайте вменим в индикатор эффективности главы муниципального образования строчку «социальное сиротство». Я думаю, это назрело. Поэтому, Игорь Васильевич, давайте напишем.
Альбина Ильина, депутат Народного Хурала Республики Бурятия: Многодетная семья, трое детей, они получают около 60-70 тысяч рублей, я так понимаю. Пока эти деньги не будут на контроле, все бесполезно. Ты получила 70 тысяч рублей - за каждый рубль отчитайся.
При администрациях предлагают создать мобильные бригады. Начнут с Кабанского района, которому поставили конкретную цель.
Наталья Ганькина, уполномоченный по правам ребенка Республики Бурятия: На 25% сократить число детей в социальных учреждениях. Выезжать в семьи, оказывать услуги психологические, педагогические, юридические, дневной стационар для ребятишек, пока мама решает вопрос с трудоустройством, с медицинским обследованием. И, мне кажется, вы сможете добиться хороших результатов.
Если получится у одного района, такую практику планируют внедрить по всей республике.