Русское искусство конца XVIII – начала XX вв. 1 января – 31 декабря

Возрастное ограничение: 0+
Справки по телефонам: 21-44-88, 21-43-93

В экспозиции «Русское искусство конца XVIII – начала XX вв.» представлены подлинные произведения великих русских художников: И. Шишкина, В. Боровиковского, К. Айвазовского, А. Куинджи, В. Перова и других. Экспозицию открывает портрет Ермака – сибирская работа неизвестного художника начала XIX века. Портрет написан в стиле парсуны XVII века, с характерным каноном изображения. Не смотря на то, что в начале XVII. искусство начинает освобождаться от влияния церкви, все же во многих произведениях художников оно еще ощущается. В XVIII веке с воцарением на русском престоле Петра I, царя — реформатора, коренным образом меняется культурная жизнь страны. Искусство приобретает светский характер, его рамки существенно расширяются. Ведущую роль начинает играть портрет. Великие художники портретисты XVIII века отстаивали в своих картинах сущность человеческой личности, душевные качества человека, а не его место в социальной иерархии. Кроме того, именно Петром I была задумана идея создания в России высшего учебного заведения – Академии Художеств, которую он, к сожалению, не успел осуществить. И только в 1757г. Екатериной II был подписан Указ о создании «Академии трех знатнейших художеств» (живописи, скульптуры, архитектуры). Академия стала основным проводником в области искусства, и долгое время оказывала решающее воздействие на всю художественную жизнь страны. Художники, обучавшиеся в Академии, работали в основном в рамках исторического жанра, создавая картины на сюжеты из библейской и античной мифологий. Современная действительность признавалась недостойной внимания художника, в то время, как страна была раздираема острыми социальными противоречиями. Начиная с 40-х гг. XIX в. в Академии нарастает протест против рутины, вылившийся в 1863 г. в бунт. 9 ноября 14 художников вышли из состава Академии, образовав артель вольных художников, впоследствии ставших художниками – передвижниками. Главной целью их творчества стало стремление правдиво рассказать о суровой жизни народа, раскрыть теневые ее стороны, выявляя кричащие противоречия, что невозможно было сделать в рамках академической живописи. Таким образом, на рубеже 60-х гг. искусство стало носить по преимуществу критический, обличительный характер. Основной темой искусства стала жизнь простого человека. В рамках этого направления работали: В. Перов, К. Лебедев, К. Трутовский, П. Ковалевский. Начало XX века отмечено творчеством А. Архипова, Н. Фешина, Н. Крылова, Н. Рериха и других выдающихся мастеров своего времени. Каждый из представленных в Экспозиции художников сумел своеобразно и ярко отразить стороны общественного бытия. Сегодня их картины не утратили притягательной силы, секрет которой в богатстве содержания, мастерстве и неповторимой творческой индивидуальности художников.

29 марта