Возвращение «блудного сына» на сцене театра В Русском драмтеатре показали стильную премьеру «Пер Гюнт. Возвращение к себе», которая стала ярким событием юбилейного театрального сезона.

Культура 23 марта 2024, 12:09 4620
Фото Сергея Примакова

14 марта в Русском драмтеатре им. Николая Бестужева состоялась премьера драмы «Пер Гюнт. Возвращение к себе» (16+) по пьесе Генрика Ибсена. Постановку осуществил белорусский режиссер Даниил Филиппович, который также стал автором сценической редакции. Взяв за основу работу знаменитого норвежского драматурга и поэта, Филиппович из истории о странствии юноши-мечтателя, балагура и сумасброда сделал своеобразную притчу о блудном сыне, который после поисков сначала удовольствий, потом  смысла жизни вернулся домой – туда, где его любят и всегда ждут.

Художник из Санкт-Петербурга Мария Шуплецова создала на сцене холодное и строгое пространство. Серые, почти стальные полотна символизируют то дома норвежской деревушки, где живет Пер, то деревья леса, где он встречался с троллями и куда ушел жить вместе со своей возлюбленной Сольвейг. Только красные пятна разбавляют этот монохром из черного и серого, показывая, что внутри еще горят жарким пламенем и страсть, и ненависть, и любовь.

Ярким акцентом в этом сценическом черно-бело-сером «мире» становится фигура красного оленя, который больше напоминает патронуса из «Гарри Поттера», эту магическую сущность. В нем, кажется, сконцентрировано все доброе, светлое и нежное, что есть в Пер Гюнте и что убили люди, насмехаясь над ним, ненавидя и не понимая его.

Главную роль исполнил молодой актер театра Алексей Редков. Исполнил мастерски, интересно, свежо. Пластика артиста, его ломаные, иногда даже истеричные движения показывают, какую неустроенность собственной жизни ощущает Пер, как он загнал сам себя в угол и не может не то что вернуться к себе, а элементарно найти хоть какой-то выход.

Пер здесь – абсолютно потерянный человек, который в поисках самого себя, своего пути и счастья может совершать непоправимые поступки. Он в каком-то роде раб своих грехов. Гордыни, когда он бахвалится перед пьяной толпой на свадьбе. Похоти, когда соблазняет Ингрид и уводит от жениха. Гнева, когда в жилище троллей просит волшебной силы, чтобы покарать обидчиков. Немилосердия, отчаяния и неверия, когда спорит с поваром за право спастись с тонущего корабля. Самооправдания, когда, встретив Пуговичника, не готов посмотреть правде в глаза и принять свою жизнь, в которой он никогда не был самим собой. Поэтому, когда на пороге смерти он, наконец, оглядывается назад и видит, что он совершал, какую боль причинял близким, то, как блудный сын, возвращается к Сольвейг – к той, кто любит его вопреки всему безусловной любовью. В этом случае чистая девушка олицетворяет собой не только жену, но и мать, которой не довелось увидеть покаяния сына.

Осе – ключевая фигура в спектакле. Ее сыграла Екатерина Белькова, которой удалось показать, как сильная, властная, некогда богатая женщина, подвергнувшись остракизму, ломается, становится тихой и потерянной. Ее голос из грозных раскатов к концу первого акта превращается в шепот, и зритель видит перед собой почти сумасшедшую, абсолютно дезориентированную мать, что находит утешение в сказках Пера и в своих иллюзиях, что ее семья по-прежнему вместе, что они снова богаты и счастливы, что в деревне их уважают и любят. Их она ищет в оставшихся в доме чемоданах со старыми, никому ненужными тряпками – последними свидетелями ее жизни.

– Эта роль очень попала в мое внутреннее состояние. Боль моей героини, когда она теряет что-то очень важное для нее, когда у нее отбирают целую жизнь, эпоху, мне понятна. По спектаклю у меня отбирали сына, и все были против него. Мне это близко, под это я подложила свои чувства. Я рада, что в этой роли мне удалось прокричать о своей боли, о том, что у меня внутри в том числе. Мне тяжело играть в сорок лет мать взрослого сына, материнство еще не до такой степени проросло в моем теле, у меня самой дочка семи лет, и отношения с повзрослевшим сыном мне, актрисе, незнакомы. Поэтому внутри я говорю о другом, – говорит Екатерина Белькова. – Я благодарна режиссеру за этот спектакль. С одной стороны, эмоционально было тяжело, а с другой - после каждой репетиции было ощущение, как будто у психолога побывал.

Органична в роли Ингрид, брошенной невесты, Алена Байбородина. С одной стороны, страстная, жаркая, чувственная, а через минуту – фурия, та самая богиня мести, что никогда не простит предателя или умрет.

– Мне было интересно работать над спектаклем. Режиссерский ход – объединить трех героинь: Ингрид, Женщину в зеленом и Анитру в один образ – для меня оправдан. Кармически мы часто в разных людях встречаем одно и то же воплощение: похожее поведение, характер, привычки, попадаем в одни и те же ситуации, которые показывают нам, что мы их еще не проработали, что они нам даются, чтобы мы что-то поняли о себе, – рассказывает Алена Байбородина. – Мы с режиссером вместе сочиняли, творили. Как-то, уже на прогонах, я увидела, как эта Женщина в зеленом «летит» со склона с этой кроваво-красной тканью. Моя героиня тонет в своей мести, она так сильно хочет отомстить, что готова умереть, убить, чтобы он прочувствовал ее боль. Хочется, чтобы и зритель увидел, что с такими разрушающими тебя чувствами жить тяжело, но это выбор каждого.

В первом акте история Пера рассказывается от лица заглавного героя, а второй акт предлагает зрителям увидеть те же события глазами других персонажей. Это бред Пера, сон, иллюзия, а, возможно, подарок от Бога – увидеть свою жизнь, переосмыслить ее не после смерти, а до, когда еще есть шанс что-то исправить, возвратиться к себе и вернуть себе человеческий облик.

– Сегодня мы все потеряны и не знаем, в какую сторону смотреть. Нам указывает, куда надо смотреть, телефон и интернет. И мы не замечаем тех, кто рядом, не знаем самих себя, потому что пытаемся все время соответствовать каким-то нормам, стандартам и принятым в обществе образам. А на самом деле необходимо найти свой путь – это очень тяжелая работа. Необходимо обратить внимание внутрь себя, не врать самому себе, повернуть голову на ближних. Возможно, в них наша дорога к себе, к гармонии, к счастью, а не в чем-то иллюзорном, невидимом и далеком, – говорит режиссер Даниил Филиппович.

 Современный стильный спектакль, как блудный сын, которого давно ждали, заставляющий зрителя и думать, и чувствовать, пополнил репертуар театра. Следующий показ состоится 17 апреля в 18:30 (16+).

Копирование разрешено только с письменного согласия главного редактора
Автор:
7 мая