Журналист предложил ввести безвизовый режим в Монголию для развития бурятского языка (ДОБАВЛЕНО ВИДЕО)
На днях в Иволгинском дацане прошла конференция, на которой обсуждалась ситуация с бурятским языком.
Отложенный депутатами Народного Хурала на декабрьскую сессию вопрос об изучении бурятского языка и литературы в школе накануне обсуждали в Иволгинском дацане. В течение двух дней делегаты из Забайкальского края, Усть-Ордынского округа, Монголии и Китая предлагали самые разные идеи развития бурятского языка.
Главный идеолог всего бурятского – Хамбо лама Дамба Аюшеев – уже давно говорит о необходимости перехода на сонголо-сартульский диалект. Суть этой реформы заключается в том, что этот диалект довольно близок к монгольскому языку, отсюда и главное преимущество: тот, кто знает монгольский, тот знает и бурятский, и наоборот.
Баяр-лама, Гэсхы-лама дацана «Хамбын Сумэ»: Наш бурятский народ очень разноликий, делится по диалектам: Селенгинский диалект, Хоринский диалект... Но мы сегодня, объединяясь, решаем, что наше высшее достояние и богатство нашего народа – это есть диалектный язык. Мы раньше опирались на Хоринский диалект, но сегодня решили, что помимо Хоринского диалекта должны сохраниться и другие диалекты.В бурятском языке порядка десяти диалектов. И опираться только на один из них, действительно, заблуждение. Каждый из бурятских говоров уникален, необычайно ярок и достоин внимания и развития. Однако, литературный бурятский язык на основе Хоринского диалекта имеет уже сложившуюся структуру, свои законы и нормы. И отвергать их рискованно, считают многие участники конференции.
Бадмажап Будаин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Восточного института БГУ: Предстоит обсуждение о дальнейшей перспективе развития бурятского языка на следующей сессии Народного Хурала. И как раз предложения, которые здесь были приняты резолюцией, наверное, будут учтены.Участники конференции, согласно принятой ими резолюции, настоятельно рекомендуют депутатам Народного Хурала не отменять уроки бурятского языка и литературы в школе. Также они считают необходимым дублирование дорожных знаков, рекламных щитов и ценников в магазинах на обоих государственных языках республики. Судьбу своих рекомендаций и пожеланий будет отслеживать созданная по итогам конференции рабочая группа.
Журналист Александр Махачкеев, заместитель генерального директора ИД «Буряад унэн», был одним из участников конференции. По его словам, в секции, которую вел Хамбо лама, не было ни одного депутата, ни одного главы района, ни одного члена правительства и т.д. Хамбо лама сидел грустный и одинокий и перечислял поименно отсутствующих «начальников». Однако, конференция шла, везде шел бурный обмен мнениями. Много было пустых слов и бесполезных стенаний, пишет журналист. Но были и конкретные предложения.
В соцсети Facebook Махачкеев написал на своей странице:
В Иволгинском дацане прошел второй день конференции по бурятскому языку. Я пришел после обеда, работа шла по трем секциям.
Лично я высказался за ходатайство по введению безвизового режима с Монголией, поскольку усиление хозяйственных и прочих связей вызовет потребность в изучении монгольского языка. А кто знает монгольский, тот знает бурятский или наоборот. Второе. Предложил, как можно быстрее переходить с тибетского на бурятский язык в дацанах. Большинство текстов давно переведены на бурятский и решение о переходе литургии на родной язык принимали еще в начале прошлого века. Кажется по инициативе лам «обновленцев». Некоторые современные ламы, как, например, тункинец Иннокентий Сотников давно читают только на бурятском. Сотникова специально приглашают в Аларь, Курумкан и Агу, чтобы он читал молебны на бурятском. В частности для ритуалов вызывания дождя.
Третье, в настоящее время дацаны являются оплотом бурятскости и потому необходимо поддерживать продвижение буддизма на запад этнической Бурятии. То есть в Иркутскую область, где сильнее всего ощущается демографическое давление на бурят. Поэтому те же Аларский, Унгинский, Иркутский, Кутуликский, Усть-Ордынский и другие дацаны нуждаются в целенаправленной поддержке Сангхи и иркутских землячеств в Улан-Удэ. Федеральный центр выделяет определенные средства Сангхе, второе, местные бизнесмены, иркутские буряты, являются основными спонсорами Сангхи. Вместо финансирования бесконечных «Эрын гурбан надан» можно их средства направить на поддержку дацанов на малой родине. Ведь тем ламам, которые работают там приходится вдвойне, втройне труднее, чем здесь.
Не знаю насчет окончательной резолюции, но вчера и сегодня Сангха сделала великое дело, собрав представителей народа от Алари до Аги, и от Монголии до Курумкана».