Седьмого июля в Бурятии состоится грандиозное событие в мире MMA. В ФСК пройдёт международный турнир Fight Nights Global. Поклонников боёв без правил ждёт десять поединков и супербой между Алексеем Ивановым и бразильцем Русимаром Палхаресом. На турнир съедутся федеральные журналисты, в том числе вести трансляцию будет МатчТВ.
Но что так привлекает поклонников MMA? И зачем попасть в «клетку» рвутся совсем молодые парни? На эту «кровожадную» тему поговорили с бурятской публики, который так же выступит в турнире, Вадимом - «тасманским дьяволом»- Бусеевым.
Да кому это интересно?
- Вадим, привет! Хотим узнать у тебя «всю правду» о «боях без правил». Начнём с простого вопроса. Почему «бои без правил», почему такое название?
- «Бои без правил» - это больше маркетинговый ход. Верное название – смешанные единоборства, смешанные боевые искусства, MMA. Ведь на самом деле правила в них существуют и их очень много.
- Сейчас многие говорят о Fight Nights Global. Откуда такой интерес? Можно ли сказать, что MMA набирает популярность в Бурятии, как думаешь?
- Думаю, действительно сейчас интерес вырос. Эта тенденция уже давно наблюдалась в мире, но у Бурятии такая особенность, к нам же всё позже приходит:) А так – смешанные единоборства – то же боевое самбо, у нас существуют уже давно. Бои же с элементами шоу, за деньги, появились в Улан-Удэ где-то в 2009-2010-х. Я помню, в «Метро» один турнир проходил, в клубе «Планета 3000».
- Ты сказал «бои с элементами шоу». А согласен, что MMA – развлекательное шоу «с гладиаторами»?
- Да. Только их современная интерпретация. Конечно, сегодня это один из самых жёстких видов спорта. Элементы шоу присутствуют. Вот только наигранности нет. Всё по правде. Это не реслинг американский, где актёры выходят и на публику бросают друг друга, «мутузят». Если ты не готов к поединку, тебе там делать нечего.
- А зритель ММА – какой он? Жестокий и кровожадный?
- Не всегда, на самом деле. Посмотреть бои приходят не только люди, которым нравится жестокость. Есть те, которым интересно искусство ведения поединка. Там же не только грубая физическая сила есть, там есть и интересные технические действия. На которые можно посмотреть, которые красиво выполняются. Ну, в основном, конечно, публика желает зрелища. Чтобы были нокауты, классные сабмишн (удушающие и болевые приемы – arigus.tv.). Чтобы была страсть, интрига, выплеск адреналина.
Кровь и деньги
- Расскажи, как давно ты в MMA, и как ты сюда попал.
- С 2012 года. Раньше я выступал за небольшой промоушен «Щит и меч», там мой дебютный поединок прошел. Потом подписал контракт с Fight Nights, ездил два раза в Китай, дрался от двух разных промоушенов и выступил от Sibforce. Fight Nights – это мой основной промоушен. Fight Nights сами вышли на меня, через моего агента. Главные требования у промоушенов – наличие спортивного разряда, звания – минимум КМС, плюс хорошая подготовка. Знаешь, чтобы там парень не вышел и не свалился в начале поединка бездыханным телом.
- Как попасть в MMA, если хочется, а на тебя никто не выходит.
- Нужно связаться с менеджером, представиться, сказать - есть разряд или звание по такому-то виду спорта, мол, хочу попробовать силы в смешанных единоборствах, поможете организовать первый поединок? И уже, исходя из первого поединка, можно строить свою карьеру. Конечно, нужен хотя бы тренер, чтобы тебя продвигал. У нас в России, это не так развито – агенты, менеджеры. В основном здесь занимается этим тренер. Он и агент, и менеджер. Всё в одном лице. Есть, конечно, бойцы-одиночки. Но встречаются они крайне редко. Я видел одного такого парня в Китае, из Нижнего Новгорода. Он сам себе тренер, сам себе секундант, может, он сам себе и спарринг-партнёр:) Проиграл нокаутом, так что, я не думаю, что это хорошая затея – быть одиночкой. В команде всегда проще работать.
- Сколько «гладиаторы» получают за бой? И можно ли заработать на жизнь одними боями?
- В России заработать на жизнь исключительно боями намного сложнее, чем в той же Америке. Но тут всё зависит от медийности – от контрактов, рекламы. Чем больше твое лицо будет мелькать по ТВ, тем больше будешь зарабатывать. Я вот в рекламе не снимался.
За дебютный бой, помню, я получил 25 тысяч. Правда, давно это было, в 2012 году. Сейчас получаю где-то от 90 до 200 тысяч за бой. У некоторых промоушенов гораздо больше. Но зарабатываю не только боями, мой основной заработок – всё-таки тренерство. По образованию я юрист, в этом году еще получаю диплом Университета физической культуры в Москве.
- Сколько боёв нужно проводить?
- Мой контракт на два года. За два года я должен провести шесть поединков, минимум. По возможности можно больше. За эти полгода у меня было уже четыре боя (с ноября), в июле пятый будет. Раньше нечасто выступал, в этом стараюсь чаще. Зависит это, в первую очередь, от спортсмена, от возможностей. Во-вторых, от заинтересованности организаторов в бойце. Если компания заинтересована в бойце, она постарается использовать его почаще.
- Молодые люди в бои идут ради денег?
- Молодые идут отчасти, потому что они молодые. Молодые, горячие, хочется дополнительного адреналина. У нас много спортсменов, которые занимались раньше каким-то видом спорта и хотят попробовать что-то новое, более приближенное к реальности. Но деньги при этом играют одну из ключевых ролей. Бесплатно ведь никто не хочет выступать. Допустим, если ты любителем дерешься на соревнованиях за медаль и грамоту и за призрачную возможность попасть в сборную России, где тебе дадут какую-то стипендию. В смешанных единоборствах все справедливо - выступил – получи свои деньги.
- А девушкам, как думаешь, место в MMA?
- Они у нас даже шпалы и рельсы кладут, так почему бы и нет. И, кажется, это становится модно. Девушки приходят в зал тренироваться, открываются новые дивизионы для девушек. В декабре проводились женские бои в Иркутске. Если бы моя дочь захотела, я был бы не против. Я за то, чтобы девушки могли за себя постоять.
Правила бойцовского клуба- Ты сказал, что в контракте прописано количество поединков. При этом один раз ты бился от Sibforce. Выступления от других промоушенов вообще разрешены?
- В нашем промоушене это не запрещено, можно выступать и в других организациях. Хотя в некоторых есть жесткий контроль за спортсменом.
- Расскажи о других правилах. Например, как выбирают соперников.
- О дате боя я узнаю примерно за два месяца. Организаторы скидывают информацию о событии - пройдет тогда-то. «Готов ли ты будешь выступить?». И я начинаю готовиться. Бывает, что выхожу на замену, если кто-то травмировался. Но это редкий случай.
- Если у тебя травмы и ты не можешь выступить, какие-то штрафы есть?
- На случай травмы в договоре все прописано, у нас никаких проблем нет, никаких санкций. Нужно, конечно, все документально подтвердить. Но если, к примеру, у тебя поединок сорвался за два дня, то там какие-то санкции будут, я думаю.
- Много у тебя было переломов?
- Так вышло, что нет. Один я получил ещё в детстве, задолго до таких боёв. На тренировке упал и сломал руку. Второй – совсем недавно. Челюсть сломал.
- Какой бой был самым страшным?
- Не могу выделить из своих поединков. Со временем всё забывается. Могу сказать, что один из самых тяжёлых был поединок с Томашем Деком. Было очень непросто и в итоге я проиграл. И вот крайний поединок в Улан-Удэ, когда я выступал на Sibforce. Тогда то, кстати, перелом челюсти и получил. Почувствовал это между первым и вторым раундом.
- Как «одержать победу и не умереть»?
- Нужно усердно тренироваться. Только тяжелые и упорные тренировки. Тренировки дают уверенность, когда вы выходите на ринг, вы уже психологически готовы. А когда вы физически не готовы, у вас есть страх, что вы ничего не сможете.
Также важно держать руки возле головы, не пропускать удары, работать больше над защитой. Этому я учу своих учеников. У меня стиль поединка открытый (больше нападает, - прим. arigus.tv), хотя я сам не приветствую такой вид. Вот и в крайний раз пренебрег защитой. Быть сдержаннее нужно.
- Впадаешь в депрессию после проигрыша?
- Конечно, есть горечь поражения. Но когда ты выкладываешься полностью, и это максимум на что ты был способен, провел классный бой, проигрыш не так воспринимается. Спокойно можно заносить это в актив. Конечно, если ты проиграл полностью, там уже думаешь, выходить ли еще. А если поединок быть конкурентным тогда ничего страшного. Все по-разному реагируют, у кого-то горе от проигрыша, кто-то проще. Я, допустим, не особо парюсь по этому поводу.
- Как тренируются бойцы MMA?
- Два раза в день пять раз в неделю. Тренируем разные аспекты поединка - бокс, тайский бокс, различные виды борьбы от вольной до – бжж, дзюдо, самбо, силовые тренировки, с железом непосредственно работа. Кросс по средам и суббота, после баня.
Есть ли жизнь после MMA
- Мне кажется, многие жёны всё-таки против такой жёсткой работы. Как у тебя в семье к этому относятся? Мечтают, чтобы ты скорее ушёл из ММА?
- Моя супруга не против. Поддерживает меня. Не совсем ей, конечно, это нравится, но поддерживает. Она же – главная моя поклонница:) Выходные я всегда провожу с семьёй.
- Когда спортсмены уходят из профессии?
- Все по-разному. Но те же легковесы уходят раньше, чем тяжеловесы. Последние дольше нарабатывают навыки, созревают как спортсмены к 30-35 годам.
- И что потом?
- Кто-то остается в спорте: одни тренерами, другие спортивными аналитиками и комментаторами. У меня есть такие знакомые. Все наши промоушены комментируют бывшие спортсмены. У всех, конечно, судьба складывается по-своему. Кто-то и на мели остаётся. У разбитого корыта…
- Что ты будешь делать, когда закончишь карьеру?
- Планирую и дальше тренировать. Ну, и есть ещё кое-какие планы :)
Фото со страницы Вадима Бусеева в Instagram, скриншоты с YouTube