Традиции вне времени Мастерица Дашима Гончикова создает и реставрирует старинные бурятские костюмы.

Культура 31 июля 2022, 15:35 14125
Традиции вне времени
фото предоставлено героиней публикации

«Проходите, присаживайтесь», - приглашает меня Дашима Гончикова, когда я заглядываю в ее мастерскую. Стоя еще в дверях, замечаю на широком столе старинный темно-синий дэгэл, над которым она сейчас работает. Реставрацией опытная мастерица занялась только год назад и теперь совмещает ее с бесконечными заказами. Во время повествования глаза моей собеседницы горят настолько ярко, что я неосознанно заряжаюсь энергией и подвигаюсь ближе, чтобы не упустить ни одной детали.

Вдохновленная бабушкой

Я родилась в поселке Агинское. В моей семье было семь детей, поэтому наша бабушка всегда что-то штопала и шила для нас. Она единственная из нашей семьи носила дэгэл в повседневной жизни. Глядя на нее, я задавалась вопросом, почему только она носит бурятский костюм, он же выглядит очень удобным. Чуть позже я вдохновилась бабушкиным мастерством и начала шить одежду куклам из лоскуточков, которые она мне давала. Но меня не оставляла в покое бабушкина привычка, поэтому однажды я попросила ее научить меня шить дэгэлы.

В 80-е, конечно, были мастерицы, которых мамы и бабушки учили шить национальный костюм, но в большинстве своем это было никому неинтересно. Популяризация бурятского костюма началась только в 90-е, тогда и открылось училище в Иволге, где обучали этому. Я же в то время была молодая и мечтала всему научиться у бабушки. Она показала, как нужно кроить, делать правильную длину рукава и складки. Бабушка знала много старинных премудростей. Например, если сейчас мы используем простые нитки, предварительно закручивая их и делая более толстыми, то раньше их делали из сухожилий животных. Головные уборы – даруулги, изнутри проклеивали бараньей селезенкой, которая придавала форму. Сейчас мы используем такой тканый материал, как дублирин.

Когда я стала взрослой, поступила во ВСГУТУ на технолога швейных изделий. Нас, как будущих инженеров-технологов, учили, как должен быть оборудован швейных цех, но само швейное мастерство преподавали мало. Мне пришлось учиться самой, но все же нужен был преподаватель.

В то время у меня уже были дети, поэтому пойти в училище возможности не было. Однако в Агинском открылись курсы кройки и шитья при Центре занятости. Мне посчастливилось учиться у Батора Цыжиповича Цыдыпова. Он рано погиб, но если бы был жив, то сейчас стал бы знаменитым модельером. Он был кутюрье от бога. Талант, требовательность, трудоголизм – все это было в нем. Мы были молодые и с восторгом слушали его рассказы о ремесле. Например, о том, как он сшил девушке платье, а она благодаря ему вышла замуж. Этот человек болел своим делом и, заряжая нас творческой энергией, привил мне большую любовь к шитью.

Однажды я обмолвилась девочкам, что хочу пойти на курсы и научиться профессионально шить дэгэлы, им понравилась эта идея. С нами в группе училась монголка Бахтал, которая умела шить национальные костюмы, но она не могла стать преподавателем, потому что у нее не было образования. Мы начали упрашивать учителя и руководство. В итоге нам пошли навстречу, понимая, что нужно возрождать бурятскую культуру. Нам нашли преподавателя Цындыму Гажитовну Дамдинову, которая окончила то самое Иволгинское училище, закупили ткани и достали старинные лекала. После этого я усердно начала шить дэгэлы своим родственникам, потому что понимала, что чем больше шьешь, тем больше мастерства получаешь.

Две рубашки для Зверева

Коллекция «9 драгоценностей»

В 2000 году я устроилась работать в Бурятскую филармонию. Тогда Эржена Зугдаровна Жамбалова создавала ансамбль морин хуристов, им нужны были дэгэлы. В то время на третьем этаже филармонии располагался театр «Байкал». Мы познакомились с директором Дандаром Жаповичем Бадлуевым, который также начал заказывать у меня национальные костюмы. Как знаток бурятской культуры, он подсказывал все нюансы в работе над дэгэлами и вдохновил меня на изучение информации. Литературы особо не было, но я стала ходить в музеи и изучать выставочные экспонаты. Тогда узнала, что каждому бурятскому роду соответствовал свой дэгэл.

Позже судьба распорядилась так, что я 10 лет занималась другим бизнесом, но продолжала интересоваться дэгэлами. Когда попадалась книга – читала, когда выезжала куда-то – сразу шла в музеи. Мне говорили, зачем тебе это, но я все равно изучала, восхищалась и удивлялась тому, что дэгэлы могут быть разными. Уже потом, когда у меня уже сформировались определенные образы, захотелось сшить все это самой.

В 2014 году я участвовала в «Алтаргане» в Монголии, где моя коллекция «9 драгоценностей» получила серебряную медаль. Считается, что 9 бурятских драгоценностей: золото, серебро, бирюза, коралл, жемчуг, медь, лазурит, перламутр и сталь приносят удачу, богатство и успех в делах. Это была моя первая коллекция, я сделала ее в этой концепции, чтобы бурятский костюм привлекал больше внимания и стал популярным.

«Алтаргана»-2018

После этого я сшила коллекцию костюмов разных бурятских родов для Бурдрама, также выполняла заказы Республиканского центра народного творчества, а однажды даже сшила национальные наряды для Сергея Зверева. Он пришел ко мне, принес два куска ткани и попросил сшить две рубашки за сутки. Я ему сказала: «Я же не Марья-искусница, чтобы успеть за такой короткий срок», но все равно успела. Когда я шила ему костюм, он все просил сделать его побольше, хотя сам очень стройный.

«Я ему сказала: «Я же не Марья-искусница, чтобы успеть за такой короткий срок», но все равно успела»

Старшая дочь говорит, что мне надо научиться делегировать обязанности. Но я очень требовательная, если что-то не нравится – прошу распороть или распарываю сама и буду делать это до тех пор, пока не получится так, как надо. Хотя до сих пор, сколько бы ни шила, всегда недовольна работой. Люди говорят, красиво, а мне кажется, что нет. Поэтому вопросом, когда приду к совершенству, задаюсь очень часто.

«Интерес пересилил»

Даруулги после реставрации

Во времена моей работы в филармонии директором Этнографического музея был Найдан Чимбеев. Однажды он заказал у меня дэгэл, а позже предложил пойти к ним реставратором. Я загорелась, меня так манило то, что  окажусь у первоисточников, куда пускают не каждого, и посмотрю, как раньше делали национальные костюмы. Но мама была против того, чтобы я перешла туда. Она говорила мне: «У старых вещей плохая энергетика, ты совсем молодая, зачем тебе в старье копаться?». Тогда я ее послушала. Но в прошлом году Этнографический музей снова сделал заказ, а после опять предложил мне работу. Я сомневалась, ведь совсем недавно ушла из Агинского дома культуры, где работала долгое время. Там зарплата   маленькая, но работы было много, я практически выгорела. После увольнения хотела в свободное плавание, думала о магазине, где бы продавались только дэгэлы. Но когда мне предложили ставку реставратора, интерес пересилил. Меня затянула эта работа. Возьмусь за один дэгэл и уже не могу встать, даже иногда забываю про обед. Когда берешься за работу, хочется по максимуму вернуть ему первозданный вид.

Подарить вторую жизнь

Если говорить о сроках реставрации, то на одну вещь приходится тратить месяц, а то и больше - все зависит от сложности. Когда реставрируешь старинную ткань, нужно найти подходящие нитки и материал, обдумать весь процесс до конечного результата и только потом приниматься за работу. При реставрации даруулги нужно учитывать все мелкие элементы. У нас есть реставрационный совет, где мы считаем каждую бусинку, так как это все натуральные материалы. Мне потом нужно сделать так, чтобы вещь обрела свежий вид, но в то же время, чтобы ничего не потерялось и осталось на своих местах.

При реставрации поражаюсь, какие раньше жили богатые и талантливые люди. Видимо, они так много работали, что им хотелось хоть где-то видеть красоту, поэтому они так старательно создавали костюмы. Каждый человек стремится к красоте и счастью. И наверняка женщина, надевая эти одежды и головные уборы, чувствовала себя настоящей красавицей.

Знаний для этой профессии у меня еще не хватает. Руководство обещает отправить на курсы в Санкт-Петербург и Монголию, буду учиться. Единственное, о чем жалею, что не пошла работать туда, пока была молодая. Все время думаю, насколько больше я  могла сделать, если бы тогда согласилась…

 «Деньги не важны»

Дашима Цыдыповна с дочерьми

Я счастливый человек: занимаюсь тем, что люблю, у меня большая семья, дети, хорошие друзья. Во всех планах жизнь удалась, поэтому все мои мечты касаются детей. Хочу, чтобы у них все сложилось  и они нашли свое призвание. Что же касается работы, то у меня есть цели.

Старшая и младшая дочь помогают мне в работе, делают украшения, помогают шить подолы для дэгэлов. Они не так глубоко вникают в это ремесло, младшая говорит, что дэгэл - это много работы, намного выгодней заниматься пошивом обычных вещей. Но мне все же хочется по максимуму передать им свои знания.

Коллекцию, которую я сшила для «Алтарганы» 2018 года, решила подарить Агинскому краеведческому музею. Все были в шоке, ведь я вложила в это много сил и денег. Но для меня деньги не важны, в них нет ценности. Зато ценность есть в помощи своему народу. Я хочу популяризировать бурятский костюм, чтобы человек мог посмотреть, восхититься, влюбиться в культуру и одежду и вдохновиться на изучение истории родного народа.

Фото предоставлены героиней публикации

24 апреля